Путешествие в Рай.

Бог первого мужчину и первую женщину, которых создал поместил в некое место на Востоке, именовавшееся Эдемом. Так написано в книге Бытия.

Этот Эдем омывался рекой, которая образовалась от слияния четырех рек: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат. Первых двух рек найти пока не удалось. Тигр и Евфрат и сейчас текут там. Вот при слиянии этих рек и помещался Рай, в котором жили некогда Адам и Ева. Что осталось от Рая? Ведь тому времени около 8 тысяч лет назад (по Библии)…

Журналист пишет, что в тех местах археологи нашли в земле около пяти тысяч глиняных табличек, обожженных огнем. Эти таблички были закопаны в землю более пяти тысяч лет назад до нашей эры. На них-то клиническим письмом и было написано об одном герое Гильгамеше, который пять тысяч лет назад отправился искать Рай на земле. Гильгамеш – первый, кто испустил к Небесам отчаянный крик человека, обреченного Богом на смерть за преступление.

Далее журналист пишет, что он был и на месте разрушения городов, которые погибли от Всемирного Потопа. Один из этих городов назывался Ниппур. Он находился в 150 км к югу от Багдада. Именно здесь и найдены были 5 тысяч табличек, повествующих о Рае и о Всемирном Потопе. В одной из этих табличек названы пять допотопных городов: Эриду, Баб-Тибира, Ниппур, Сиппар и Шуруппак. Там сейчас ведутся раскопки. Шуруппак оказался подлинным городом потопа. Это родной город «шумерского Ноя». Именно здесь, в этом городе, Ной сто лет строил свой Ковчег. В одной табличке говорится, что «ветры носили огромный корабль по бурным водам…» Город Шуруппак был затоплен и уничтожен наводнением.

…Мы стоим на развалинах Вавилона. На том месте, где возвышалась Вавилонская башня. От башни можно различить только контуры фундамента.

- Куда же делась башня? – спрашивает журналист у проводника-араба.

- Ее унесли.

- То есть как унесли?

- Так, по камешку. Век за веком отсюда уносили кирпичи и строили из них себе дома.

- А Рай, ведь он был здесь?

- След его потерян. У нас думают, – продолжал араб, – что Рай находился там, где сливаются вместе великие реки Тигр и Евфрат. Там, где-то в горах Анатолии, возле Арарата – большой-большой горы…

Далее журналист пишет:

«…Когда стоишь там, где была Вавилонская Башня, тебя охватывает неизъяснимая глубокая печаль. От великой башни ничего не осталось. Гордое сооружение, о котором в Книге Бытия сказано: «…построим себе башню высотой до небес и сделаем себе имя», разобрано по кирпичику. Стрекот цикад да кваканье лягушек – вот все, что осталось от гордых замыслов людей. Что нарушает здешнее безмолвие.

Сам город Вавилон сохранился до сих пор несколько лучше. Узкие улочки, по которым можно пройти и сегодня. Вот место, где возвышался величественный дворец Навуходоносора II с тронным залом. Рядом были висячие сады, считавшиеся одни из семи чудес света. Мы проходили через пальмовую рощу. Солнце яркое. Воздух прозрачен. Тихим было небо над Вавилоном и четыре тысячи лет тому назад. Но тогда не было гробового безмолвия.

В развалинах города Ура[1] мы видели слои почвы, которые, по мнению археологов и других ученых, представляют собой осадочные породы, явные следы Всемирного Потопа. Ученые полагают, что наводнение, оставившее после себя этот слой осадков, произошло 5 тысяч 400 лет тому назад.

Междуречье великих рек Тигра и Евфрата – настоящая родина шумерской культуры. По преданию, в этих местах находился Рай, в котором жили и блаженствовали Адам и Ева. Пять тысяч лет тому назад шумерский царь Гильгамеш после долгих поисков определил, что Эдемский сад цвел и изобиловал всевозможными дивными плодами в районе города Ура.

В развалинах города Ура мы опускаемся в подземелья, где обнаружены царские гробницы. Раскопки не оставляют ни малейшего сомнения, что когда умирал царь или царица, их добровольно сопровождали в могилу слуги (10-80 человек), из замуровывали живыми. Вот одна сцена из многих.

Сама царица лежит на спине.  У изголовья ее сидит на корточках служанка. Другая стоит у ног повелительницы. Коридор, ведший в комнату с ложами царицы, весь заселен целой группой замурованных заживо царедворцев, воинов, слуг. На девушках были надеты яркие туники, на них были золотые гребни и серьги, диадемы из лазурита и золотых листочков, серебряные шпильки, ожерелья. Их плащи скрепляли крупные броши. Замурованных заживо нашли иных лежащими в церемониальном порядке, иных – играющими на инструментах, иных – поющими. Насилие всякое было, очевидно, исключено. Даже сложные прически девушек были нетронутые. Видимо, слуги и царедворцы совершенно добровольна заживо отдавали себя замуровывать в этих склепах. Большинство замурованных сидело или лежало. Они принимали такую позу и, задохнувшись, засыпали вечным сном…»

Вот читаешь эти строки и удивляешься, насколько люди тех времен глубоко верили в загробную жизнь. Как твердо они были убеждены, что умирая добровольно со своими повелителями, они и там, за гробом, будут вместе с ними жить, как и здесь на земле.

О, какая живая и глубокая вера! А мы теперь многие как скотинушку погребаем своих родных и близких и не имеем радостную надежду на будущую встречу!..

«…Чем ближе мы спускаемся к персидскому заливу, – далее продолжает свой рассказ журналист, – мы все более убеждаемся, что Библейский Рай где-то именно здесь. Кругом все лучезарно и безмолвно. Зеленые рощицы чередуются с настоящими лесами финиковых пальм. Финиковая пальма была истинно райским деревом. Тысячелетиями человек без труда добывал из фиников и хлеб, и вино, и уксус, и мед, и даже пироги пек. Здесь жарко. Но эта жара не изнуряет. Широкая река как зеркало сверкает под лучами солнца. Чувство такое, будто тебя сама волшебная природа обнимает, как возлюбленная, влюбленная в человека, щедрая, сияющая, благостная. И так было с незапамятных времен. Это и называлось некогда Эдемом….»

Но местонахождение Эдема несколько удивляет и даже устрашает еще и другим. Гнев Божий здесь явно проявляется в вечно горящем пламени земли. Как бы за преступление первых людей Бог показал Свой праведный гнев в неугасимом пламени почвы. Исследователь-журналист пишет дальше:

«…Мы в городе Киркук, в 250 км к северу от Багдада. Языки пламени бьют из земли у самых ворот города. Арабы говорят,  что огонь не гаснет здесь уже более 7 тысяч лет. Газ, которого выгорает здесь по 45 миллионов кубометров в день, залегает на большой глубине. В земле будто настоящий ад. Вечный тартар и геенский неугасающий огонь…

По ночам над городом Киркуком красное от вечного пожара небо. Стоит только поковырять землю рукой или каблуком, как наружу вырываются языки пламени, которое уже никогда не угаснет, чтобы с ним не делали…

Посещение этого фантастического края, – заканчивает журналист свой рассказ, – оставило у меня неизгладимое впечатление, как воспоминание о прогулке прямо в Рай, по-нынешнему – в небывалую волшебную сказку».

(И. Лисснер)

Итак, 6 тысяч лет назад с трагической печалью царь Гильгамеш искал потерянный Рай. Нашел он его после долгих исканий бедным и бесславным.

Потерянный Рай! О, сколько горя и тоски ты вызвал после Адама у падшего человека! Как жаждало человечество – измученное, униженное, обессиленное грехом человечество – найти снова тебя, о Рай наш прекрасный!

«Седе Адам прямо Рая и рыдая плакаше…» О, этот плач! Плач уже не одного Адама, а всего грешного человечества. Плач о потерянном Рае…

Но вот спустя примерно 5 тысяч лет после Гильгамеша Мильтон пишет уже о «потерянном и возвращенном Рае». Найден Рай потерянный, возвращен он бедному человечеству. Но возвращен только не тот Рай, в котором жили Адам и Ева, не тот, который искал Гильгамеш, шумерский царь, и не тот Рай, в котором путешествовал журналист в 1967 году, а Рай настоящий, Рай нетленный, Рай, который на Востоке. Рай на небесах. И возвратил этот Рай нам Христос Бог Господь!

В ближайшем смысле Рай мы теряем, когда грешим, когда оскорбляем своего Господа Спасителя, Его Пречистую Матерь, Ангелов-Хранителей. Утеряв Рай, мы в душе находим ад – тоску, томление, уныние, отчаяние, духовную смерть.

Возвращаем Рай, когда искренне плачем о нем и каемся в своих грехах. Тогда Христос наш Спаситель снова открывает нам двери Рая.

И хотя Он, наш Господь, снова на Кресте, снова поносится и оплевывается нынешними «книжниками и фарисеями», снова Его высмеивают и говорят зло: «Если ты действительно Сын Божий, сойди с Креста, и мы уверуем в тебя…», однако Он, милосердный, обращается вновь милостиво к грешным нам – современному разбойнику – и тихо говорит: «Днесь со мною будеши в Раи».

«Осанна» Тебе, Господи, «осанна», наш Владыко. Ибо ты возвратил нам потерянный Рай.

Из книги Архимандрита Тихона (Агрикова) - ОСАННА. Рассуждение человека, ревнующего о Славе Божией


[1] Вероятно, Ура Халдейского царства, из которого был родом Патриарх Авраам (Месопотоамия).

Яндекс.Метрика