За что мне это?

 "Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Бога. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого», говорится в Коране относительно несчастий, с которым мы сталкиваемся на протяжении жизни(4:79).

Не правда ли очень понятные цитаты?

Да, действительно, в этой притче и цитатах заключена огромная мудрость. Но, тем не менее, у нас время от времени все-таки возникает предательское чувство, что Бог не имел права, что Он обидел, не понял, не разобрался…

 Представьте, что Вы одолжили человеку деньги в долг, без процентов. Одолжили ему для того, чтобы он смог сделать что-то очень важное. Теперь Вы решили, что пора вернуть этот долг. Вы помогли, выручили, теперь забираете свои деньги. Скажите, это справедливо?

Ну, конечно, справедливо!

Почему же мы тогда считаем, что Бог не имеет права забрать то, что принадлежит Ему, да еще и обвиняем Его в несправедливости! Мы знаем, что именно Бог вызывает нас из Небытия к Бытию. Мы знаем, что именно Он дает бессмертную душу. И именно к Богу она возвращается после окончания земной жизни. И каждый человек — должник Божий. И каждый из нас должен понимать, что в любой момент Бог может призвать душу, которую Он дал человеку. А что будет дальше?

Давайте вспомним Евангельскую притчу о талантах — одну из притч Иисуса Христа, содержащуюся в Евангелиях от Матфея и Луки.

Там рассказывается о том, как один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им свое имение: одному дал он пять талантов, другому два, третьему один — каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.(Мф.25:13-30)

По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчета о том, как они распорядились с вверенными им деньгами. Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил, сказав «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Последним подошёл раб, закопавший деньги в землю и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё»  (Мф.25:24-25).

Не напоминает ли этот эпизод ситуацию, в которую попадаем мы с вами?  Мы всегда с удовольствием готовы брать, но отдаем взятое с жутким неудовольствием, ропотом, агрессией, обидой.

Схожая притча приводится и в Евангелии от Луки (19:11-28), но вместо талантов в ней фигурируют мины (более мелкие единицы измерения). Рассказ Луки интересен сообщением, что, когда господин уехал, то «граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами».  (Лк.19:14).

Вот он, прямой бунт! И мы такие же! Как только Господин исчезает из поля зрения, мы сразу же начинаем жить в свое удовольствие, доходим до того, что начинаем отрицать существование самого Господина, и прямо заявляем, что «не хотим, чтобы он царствовал над нами».

А когда Он приходит и просит отдать, то мы спрашиваем: «за что у нас забрали долг? Какое Он имел право! Ведь мы так любили умершего!». При этом в голову нашу не приходит, что Бог в миллионы раз больше любит душу дорогого нам человека. И Ему больно смотреть, как мы, капризные и неблагодарные, предъявляем Ему — Создателю, претензии, нелепые обиды, а иногда, к нашему позору, даже оскорбления и агрессию.

Вопрос «за что?» возникает исключительно у атеистов, или верующие тоже задаются таким вопросом?

Для настоящих верующих вопрос «за что?» не имеет никакого смысла. Они принимают любую ситуацию со смирением и говорят себе: «Все по воле Божьей».

Все мировые религии солидарны в том, что вопрос «За что мне это?» — абсолютно бесполезен.  Вместо него следует задавать другой вопрос: «Для чего мне это?».

Поясню на метафоре. Например, взрослый сын спрашивает отца, почему он должен работать, за что ему такое наказание?? Не правда ли, нелепый вопрос? Очевидно, что его следует ставить иначе: для чего ему надо работать? Вот на этот вопрос уже можно сформулировать ответ. Работать ему надо, например, для того, чтобы он научился нести ответственность, чтобы смог обеспечить семью. При этом становится очевидно, что работа для сына  — это не наказание.

Мы хотим и требуем справедливости. Вот, например, я получил наказание или награду. И сразу возник вопрос: «А за что?». Когда мы получаем ответ на этот вопрос, мы можем согласиться с выдвинутым объяснением или не принять его. Здесь все просто – наказание и награду мы получаем от таких же людей как мы (пусть и более могущественных).

Но до какой же степени надо развить уровень эгоцентризма, чтобы считать себя пупом земли и достойными определять внешние ситуации в нашей жизни, катастрофы? Некоторые хотят взять на себя ответственность за то, кому и когда умирать. До какого «масштаба» надо вырасти, чтобы диктовать свою волю Богу, одновременно «лишая» Его права вмешиваться в события нашей жизни? Почему нельзя принять план Божий и понять, что при проявлении Его воли нет места подобным вопросам?

Давайте представим боевые действия. Идет бой, и командир дает одному подразделению задачу — держать определенный огневой рубеж, а другому –  окапываться в это время на другом рубеже (относительно безопасном в настоящее время). Разве здесь уместно задавать вопросы: «Почему наше подразделение будет подвергаться опасности, а другое – нет?», «За что нашему батальону такое наказание?», «Видимо, полковник обиделся на нашу роту, и поэтому он дает такую боевую задачу?».

Конечно, полковник ни на кого не обижался. Просто существовала задача, которую солдатам надо было выполнить. И вопрос «За что?» при получении этой задачи был неуместен. А вот вопрос «Для чего?» возник бы очень кстати. Ответ на этот вопрос был бы такой: «Работа распределена именно таким образом для того, чтобы держать оборону на одном рубеже, а в это время укреплять другой. Никаких личных претензий нет».

У нас же к Богу отношение такое, как у этих неразумных солдат к полковнику. И не удивительно, что такие вопросы все равно остаются без ответа, потому что задавать их Всевышнему неуместно. Гораздо разумнее ставить вопрос иначе – «Для чего мне было послано это испытание?».

Но очень часто постановка вопроса в русле «для чего мне это?» кажется людям кощунственной по отношению к ним. Они считают, что не заслуживают такой ситуации ради «чего-то там». И можно понять человека, который переживает катастрофу огромного масштаба, находится в кризисном состоянии и не хочет усугублять свое состояние вопросами о смысле испытания. Однако некоторые люди идут еще дальше. Они не только не хотят искать «для чего» даны эти ситуации, но и становятся на путь обиды на Бога, богоборчества. Обычно так ведут себя  прочитавшие, что Бог разными способами пытается привести людей к Себе (известно, что по большей части вера разгорается после переживания трагедии). Они  могут  заявлять: «Если Бог таким жестоким образом хочет привести меня к себе, то у Него это не получится. Я не приду!».

Но для чего человеку противостоять и сопротивляться Богу?

История человечества – это история борьбы с Богом, начиная с падения дьявола и заканчивая современностью. На каждом новом этапе эта борьба начинается снова, и все повторяется в очередной раз: «Я не приму Его решение!», «Я категорически не согласен с Его волей!» Мы на всех этапах своего существования демонстрировали бунт, отказывались подчиняться и отстаивали свои мнимые «свободы». Бунт, который оправдывается вопросами на уровне: «А почему я?», «А зачем это мне?», «Я крайний что ли?».

Все мы помним, как учительница в школе обращалась к нашему однокласснику: «Иванов (Петров, Сидоров и.т.п.), сегодня  ты пойдешь отвечать к доске!». И он сразу начинал демонстрировать свое неудовольствие: «А чего я?», «Почему меня?», «Почему других не вызываете?». И столько негодования и обиды слышалось в его голосе. А помните как в любимом фильме «Джентльмены удачи» герой Крамарова говорил: «А чего Косой? Чуть что – сразу Косой!». Вам никого не напоминает этот герой? Не так ли мы ведем себя перед Богом?

А если человек не может смириться, он становится богоборцем. Неужели мы не понимаем, что этот бунт бесполезен? Победить Бога невозможно! И чем больше человек бунтует, тем вероятнее его провал. А все начинается именно с этих слов: «А почему я?», «За что мне?» В этих вопросах содержится явная претензия – «Почему ко мне отнеслись несправедливо?».

Понимаем ли мы, КОМУ адресуем свой вопрос? А адресуем мы его никому иному, как Богу! Вы же не будете спорить с этим? Никому ведь не придет в голову обратиться со своим вопросом к милиционеру: «Товарищ лейтенант, не подскажете, почему умерла именно моя мама?».

Вопрос «за что?» сознательно или бессознательно вы адресуете Абсолюту. И сам по себе этот вопрос является бунтарским. Он выражает претензию о несправедливости, допущенную по отношении к Вам, величественному Человеку. Да, мы все внутри ощущаем себя важными и кричим всеми своими фибрами: «Попрошу с моим мнением считаться! Я ведь себя не на помойке нашел!».

Если человек не хочет сделать себе еще хуже, вопрос «За что?» вообще нужно исключить. Во-первых, ни у кого из нас нет такого величия, чтобы Господь Бог снизошел до объяснений Своих мотивов. Во-вторых, мы все прекрасно знаем, что Бог – бесплотен. Поэтому вопрос все равно останется без ответа. А наша бунтарская позиция и попытка разобраться с Богом ничего кроме вреда нам не принесет. И, в-третьих, зачастую вся наша жизнь проходит в удовольствиях и постройке прогнозов на будущее. Но Бог хочет спасти нас, помочь нам повернуться к свету и отказаться от греха. Поэтому иногда Бог, действительно, попускает нам скорби из сострадания к нам (любому нормальному родителю не доставляет радости наказывать ребенка, но приходится это делать ради самого ребенка, его воспитания, его будущего). А человек на это реагирует самым неподходящим образом: он встает в позицию бунтаря и заявляет: «Все равно я не обернусь и не приду к тебе! Не хочу быть с тобой! Не хочу любить тебя!».

И можно смело сказать, что у такого человек скорби будут продолжаться до тех пор, пока он не придет в себя и не перестанет задавать глупые вопросы. В частности, этот пресловутый вопрос: «ЗА ЧТО?».

Очень часто человек, потерявший близкого, не может понять, что он переживает – наказание, испытание или он стал случайной жертвой бездушного рока?

С точки зрения практически всех религиозных систем несчастье может являться как наказанием, так и испытанием. Если человек совершает запретные деяния, то ему следует рассматривать постигшую его беду как наказание за неправильный образ жизни.

Если же беда постигает праведника, то ему надо принять случившуюся трагедию как посланное Богом испытание, которое приведет к большой пользе. В Священном Писании, в святоотеческой литературе и священных преданиях мусульман приводятся примеры, в которых говорится о том, что верующий, с достоинством прошедший через испытания, очищается и выходит на новый уровень своего развития.

Таким образом, то или иное событие, которое кажется в данный момент трагедией, может на самом деле оказаться для нас благом. В Коране по этому поводу сказано: «И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, — поистине, Бог знает, а вы не знаете! (2:216)

Святитель Иоанн Златоуст призывал верующих самим «обращать зло в добро». «Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро», — говорил он.

Задав вопрос «для чего?», мы получаем шанс найти понятное объяснение случившемуся несчастью. Вопросы же «за что?» и «почему?», в подавляющем большинстве случаев, остаются без ответа. Ведь если бы Бог наказывал бы нас за что-то по заслугам, за что-то конкретное (а каждый из нас имеет огромное количество поводов для жесточайшего наказания!), мы были бы давно стерты с лица земли, и уже некому было бы тогда задавать этот вопрос.

Великий подвижник седьмого века святой Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — милосердие, любовь и прощение».

А посмотрите, как об этом же говорят строки Корана: «Если бы Бог стал наказывать людей за то, что они приобретают, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа, но Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока» (35:45).

Бог не справедлив, а милостив. Он милует нас, проявляет по отношению к нам милосердие, любит нас, а если уж и наказывает, то не по злобе (которая Ему чужда), а для нашей же пользы.

Подробнее об этом можно прочитать в статье игумена Владимира (Маслова) «Есть ли Божия справедливость?»

Но часто мы не видим, за что нас следует наказывать. Вроде бы живем средней жизнью, не убиваем… не крадем…

Вот в этом и выражается наше самомнение, ложное представление о себе, «хороших» и «безгрешных». Незнание не освобождает от ответственности. Если бандит не видит, что он мерзавец, то он не становится от этого праведнее. Если мы не видим своих вопиющих несовершенств, то это не значит, что их нет. Это значит, что мы просто не хотим заглянуть внутрь себя и увидеть свое реальное состояние. Для того чтобы понять, насколько мы все несовершенны, я рекомендую внимательнейшим образом прочитать (конспектируя) книгу «Опыт построения исповеди», которую написал подвижник, старец, молитвенник, прозорливец, принявший десятки тысяч исповедей — схиархимандрит Иоанн (Крестьянкин). Любой человек, ознакомившийся с этим замечательным трудом, может примерить на себя описываемые грехи и расстаться с иллюзией о своей «средней безгрешной» жизни.

Человек считал себя хорошим, он был уверен в том, что с ним не может произойти ничего плохого. Но, после того как в его жизни произошло что-то плохое, у него появляются сомнения в том, что он может управлять собственной жизнью. От этого резко падает самооценка.

Самооценка – это то, как человек оценивает себя. Если уж у нас поворачивается язык задавать вопрос: «За что?», то можно быть уверенными, что оцениваем себя мы довольно высоко. Согласитесь, что если бы мы считали себя недостойными, у нас бы подобного вопроса не возникало в принципе.

Проиллюстрирую свои слова следующей метафорой.

Представим, что мать уходит на работу и говорит детям, чтобы они хорошо себя вели. Но, как только она уходит, к детям приходят друзья, в доме начинаются безобразия и буйные игры. Вся квартира вверх дном, стены в краске, уроки не выучены.… Когда мать возвращается домой, она строго говорит детям: «Марш в угол!». И никому даже в голову не придет задавать в данной ситуации вопрос «за что?», потому что нормальный  ребенок и так осознаёт свою вину.

Теперь подумаем, почему же этот вопрос задается нами, взрослыми людьми? Значит, мы действительно не понимаем своей испорченности, греховности, своего реального состояния. Мы действительно не видим за что нас можно наказать. Об этих неприятных для нас вещах мы даже думать не хотим, так как нам очень комфортно находиться в иллюзии собственной «хорошести». Так что, давайте честно признаем, что самооценка у нас изначально очень высокая, гордость из нас так и прет: мы считаем себя достойными всего самого лучшего и уверены в том, что в принципе ничего плохого не сделали, а уж тем более не заслужили ничего плохого.

В результате, после произошедшей трагедии человек страдает потому, что сломалось его мировидение! Он представлял мир одним, а он оказался совсем другим. И этот факт человека очень сильно уязвляет. Он же, по его собственным представлениям, очень значительный, хороший, достойный! И он не может ошибаться в своих расчетах и в своем мнении! А реальность он воспринимает так, что мир, по его мнению, оказался несправедлив к нему – человеку «очень хорошему» и «в высшей степени достойному».

Обратите внимание, что трагедия тут совсем не в падении самооценки, а о травматичном разрушении собственных иллюзорных представлений о мире. И это не стоит путать. На самом деле, если дутая и фальшивая самооценка падает, то это очень хорошо (чтобы не говорили психологи, которые не понимают всей опасности ложного самомнения). Когда падает мишура, то обнажается реальность (часто травмирующая), в которую нужно интегрироваться. И хорошо то, что человек увидел эту настоящую Реальность, и перестал жить в своем вымышленном, эгоистичном, розовом сне.

Когда происходит несчастье, люди с завышенной самооценкой редко считают виноватыми себя и обычно начинают искать виновного среди других. Но ведь есть и другая категория людей – тех, которые обвиняют в случившемся только себя… Может, таким людям надо задуматься о поднятии своей самооценки?

Как ни странно, но поиски другого виноватого или самообвинения – две стороны одной медали — гордости. И дело тут вот в чем… Просто самооценка бывает дутая, и люди представляются себе не такими, какими они являются на самом деле. Например, молодой человек поступает в престижный институт, у него появляется красивая машина и девушка с модельной внешностью. Таким образом, он становится на одну ступеньку выше своих знакомых, которые учатся в менее престижных учебных заведениях, и у которых нет машин и красивых девушек. Человек, получивший от жизни чуть больше, чем все остальные, начинает казаться самому себе очень значимым. Он приобретает уверенность в себе и в завтрашнем дне, и даже начинает думать, что именно он сам является источником благ и открывающихся перед ним перспектив, и, следовательно, может самостоятельно управлять своим будущим.

Такой человек практически никогда не задумывается о Боге, о собственной неправоте перед Ним, о необходимости искреннего покаяния и исправления собственной жизни. В данном случае вряд ли можно говорить об обычном самомнении, у такого «удачливого» человека не самооценка повышается, а просто раздувается самая настоящая гнусная гордыня.

И когда обстоятельства, ведущие к разбуханию гордыни, исчезают (например, девушка погибает в ДТП), когда уменьшаются эти ложные представления о себе, когда  человек видит себя не центром мироздания, а обычной маленькой клеточкой живого организма, вот тогда сдувается гордость, и обнажается душевная пустота. В этот момент человек осознает, что он совсем не то, чем вообразил о себе, что внутри он – пустышка.

Если мы посмотрим на святых, то увидим, что все они имели заниженную самооценку. Они считали себя великими грешниками, и были уверены, что другие спасутся, а они нет. «У меня грехов много, как песка морского», — говорили многие из них, повторяя слова святого Антония. Но почему тогда эти люди, которые на самом деле имели крайне низкое мнение о себе, были так счастливы? Потому что они не придумывали, за счет чего можно поднять самооценку, а наполняли себя качественным содержанием — тем, что делало их по-настоящему значимыми людьми. В то же время эти люди понимали, что идеал недостижим, и, видя это, признавали свое несовершенство.

А у нас сейчас все наоборот: мы не видим собственного несовершенства и заполняем себя откровенным суррогатом, уподобляясь производителям колбасы, которые делают этот продукт, добавляя туда все что угодно, только не мясо. По этой причине, наполненный нашей гордостью воздушный шарик, продырявившись, стремительно сдувается. Мы оказываемся в кризисе и страдаем от так называемого снижения самооценки.

 

Яндекс.Метрика