Детство под угрозой: вредные мультфильмы

Глава 6. Как уберечь детей от вредного влияния мультфильмов: рекомендации родителям

Помимо предварительного самостоятельного отсмотра мультфильма, который вы собираетесь предложить своему ребёнку, и оценки его воспитательного потенциала через анализ его соответствия пунктам классификации признаков вредных мультфильмов, приведённой в Главе 5, рекомендуем принять следующие меры.

Подбирайте мультфильм в соответствии с возрастом ребёнка и индивидуальными способностями к осмыслению мультматериала.

Как именно это сделать, рекомендует Заложнова Т.А., педагог-психолог.

Оценка адекватности фильма воз­растным особенностям детей является важ­ной задачей, от решения которой зависят раз­витие дошкольника, приобщение его к ху­дожественной культуре. Опираясь на традиционные, общепринятые психологические особенности, представленных в работах Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной  и др., попытаемся обозначить главные характеристики мультфильмов на разных этапах дошкольного возраста.

Содержанием игры младших дошкольников (3-4 года) является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.

В соответствии с возрастными особенно­го для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки  с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с ми­ром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы, активно действующие, задающие образцы простых правил поведения). Макси­мально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями.

В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) — это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно  развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взя­той на себя ролью.

Особую значимость приобретает сфера об­щения со сверстниками. Потребность в при­знании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно определить следующие характери­стики произведений: сюжеты фильма связа­ны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, до­минирование-подчинение и пр.).

Это могут быть разнообразные сказки (на­родные и авторские). Центральные темы свя­заны с миром людей (или антропоморфных животных), их разными жизненными пози­циями, возможными конфликтами и их раз­решением.

Спектр эмоциональных переживаний пер­сонажей расширяется, выходит за пределы си­туативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Герой является участником со­бытий, связанных с другими персонажами; важны отношения между ними. Персонажи де­монстрируют различные варианты взаимо­действия. Важно, чтобы главный герой во­площал наиболее эффективные и конструк­тивные способы разрешения конфликтов.

В этом возрасте живой отклик находят та­кие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с го­рохом воевали» и др.

В старшем дошкольном возрасте (6- 7 лет) впервые обнаруживается возмож­ность подчинения своих действий более от­даленному мотиву. Появляется феномен эмо­ционального предвосхищения, содержанием игры становится выполнение правил, выте­кающих из взятой на себя роли, а сюжетом — развернутые темы, связанные с приключе­ниями и фантазиями.

Детей интересуют разные аспекты взро­слой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нор­мы и правила поведения; учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и про­извольности. Складываются устойчивые из­бирательные привязанности между до­школьниками, появляется дифференциация детской группы.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно предположить, что тематикой про­изведений становятся развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны ино­сказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и под­текстом. Центральным моментом содержа­ния выступают переживания и внутренний мир героев.

Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщенные переживания. Возможны острые, напряжен­ные и отрицательные эмоциональные со­стояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи вы­ступают как носители моральных норм и цен­ностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение.

Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, соз­данного для детей. Для примера приведем не­сколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Ка­никулы в Простоквашино», «Снежная коро­лева» и многие другие.

Помимо сказанного необходимой сторо­ной психологической экспертизы должны быть характеристики художественной формы произведения. В фильмах это ритм и скорость предъявления, продолжительность, насыщенность и естественность цветового спектра.

Обсуждайте с ребёнком увиденное в мультфильме, комментируйте нравственную сторону поступков героев, объясняйте в доступной для ребёнка форме, что хорошо, а что плохо, и почему, давайте пояснение основной морали мультипликационного произведения.

Педагог Савельева С.С. указывает на то, что сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

Наиболее важной составляющей с точки зрения духовного развития детей в данном случае становится продумывание основной идеи мультфильма, обозначение основных ценностей, которые будут показаны зрителю, формулирование выводов.

Важно контролировать процесс осмысления духовных категорий, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов, чрезмерного упрощения ценностей и т.д.

Родительская квалификация

Психолог М.С.Новицкая поясняет:

Здесь большое значение приобретает личность самого родителя, которая

должна отвечать самым высоким духовно-нравственным требованиям. Крайне важно, чтобы сам родитель являлся носителем здоровых духовных ценностей. Ведь неоспоримым является тот факт, что всё-таки в конечном итоге наших детей воспитывают не столько мультики, детский сад, школа, друзья или улица – их воспитывает наш родительский нравственный пример.

Укоренившиеся у родителей образцы морального поведения непрерывно транслируются ребёнку, и это с одной стороны хорошо, т.к. может стать настоящим заслоном от потока аморальности извне, в т.ч. и с экранов, а с другой стороны, налагает огромную ответственность. Потому что если отец станет разъяснять ребёнку о вреде курения, размахивая при этом дымящейся сигаретой, эффект будет прямо противоположным.

Это серьёзный вопрос о родительской ответственности, о готовности родителя принять на себя ответственность за результаты воспитания своего ребёнка, и готовности осознанно включаться в непростую работу по формированию у него здоровой системы жизненных ценностей.

Стоит ли запрещать полностью ребёнку просмотр тех или иных мультфильмов?

Мнение психолога М.С.Новицкой:

Это весьма непростой для многих родителей вопрос. Казалось бы, полный запрет — это решение, лежащее на поверхности, наиболее доступное и простое средство решения защиты детей от вредной мультипликации.

Однако при более глубоком рассмотрении этот вопрос выглядит не так уж просто.

Дело в том, что полностью оградить ребёнка от вредного влияния мира за пределами семьи мы сможем только до определённого возраста. Если быть предельно точными, то уже со времени поступления чада в детский сад, мы, родители, утрачиваем статус единственных и безоговорочных трансляторов моральных норм и норм поведения для своего ребенка; в его мир и в процесс развития его личности начинают вторгаться влияние педагогической системы и влияние сверстников, и последнее с каждым годом взросления существенно увеличивается.

Если мы не позаботимся о выработке у ребёнка осознанного восприятия и трактовки каких-то явлений и событий окружающего мира, мы рискуем получить эффект желанности «запретного плода», как только ему доведётся его «вкусить» после выхода за пределы бдительной родительской опеки.

Другими словами, лучшей альтернативой полному запрету будет стратегия планомерного научения ребёнка анализу того, что он видит и слышит с точки зрения понятий «хорошо» и «плохо». Тогда даже в отсутствии родителей, без возможности услышать их оценку явления или события, ребёнок будет исходить из собственной установки осознанного восприятия информации в той степени, в которой это будет позволять ему возраст и уровень развития. Как минимум, он будет уже способен не просто бездумно усваивать чьи-то чужие предписания как готовые модели (в том числе и из мультфильмов), но будет готов размышлять над этим и соотносить с имеющимся у него опытом, переданным родителями, и делать хотя бы простые, но главное, самостоятельные выводы. Этот элементарный навык сослужит ему особенно хорошую службу в дальнейшем, когда по мере взросления безоговорочный авторитет родителей будет постепенно сменяться склонностью выносить собственные оценки и суждения о мире и жизни.

Яндекс.Метрика