«ЧУЖУЮ БОЛЬ ОН ПРИНИМАЛ В СВОЕ СЕРДЦЕ» Памяти архимандрита Модеста (Потапова)

 «Это был истинный священник, духовник, светильник православного благочестия и православной чистоты», – так митрополит Владимир (Сабодан) отзывался об архимандрите Модесте (Потапове), с которым он был хорошо знаком, часто с ним служил. «Светильничком» также называла своего молитвенника и духовника любящая его паства. 

 

Архимандрит Модест (Потапов)

 

 

Миша Приблажный

 

В Павло-Очаково – хуторе Азовского района Ростовской области – жили родители Михаила Потапова (в будущем архимандрита Модеста). Его отец Харитон Потапов был портным и славился своим мастерством на всю округу. Мать Михаила Анна, которая была младше своего супруга на 16 лет, работала прислугой. Известно, что родители мальчика были людьми духовными и всем сердцем преданными Богу. Миша был младшим ребенком в их семье. Он появился на свет 20 ноября 1926 года, в канун праздника Архистратига Михаила, в честь которого и получил свое имя.

 

Еще с раннего детства Миша полюбил службу и храм. Он знал много церковных песнопений, которые разучивал с матерью дома, имел прекрасный голос. Поститься он тоже начал рано – по его же воспоминаниям, с пяти лет. Дома вместо обычных игр он делал себе подобие кадила и, подражая виденному в церкви, кадил все вокруг. Когда безбожники взорвали Свято-Никольский храм в их селе, мальчик, обливаясь слезами, носил домой оставшиеся от него камни и хранил их, как самую дорогую святыню в жизни.

 

Дети, учившиеся с Мишей в одной школе, также заметили необычность этого ребенка, который уже тогда был «не от мира сего», за что и прозвали его Приблажным. Но в то же время они уважали его и старались не обижать, чувствуя в нем какую-то необъяснимую внутреннюю силу.

Благословение старицы

Затем последовала воинская служба, которую Михаилу Потапову довелось проводить в уделе Божьей Матери – Грузии. Здесь он прослужил поваром три года. В 1947-м году, после армии, Миша поступает в Азовское морское училище на специальность радиста. Уже тогда он испытал на себе преследования и притеснения за свои религиозные взгляды со стороны руководства: директор училища даже хотел его отчислить. Но с Божией помощью он смог окончить учебу и получить работу радиста на Азовском рыбокомбинате, где проработал целых 17 лет.

Михаил вовсе не думал тогда о женитьбе, но все же, уступив уговорам родителей, которые сами нашли ему невесту, женился. Однако пара не прожила совместно и одного месяца – они быстро разошлись. Уже тогда Михаил понял, что семейная жизнь не для него. Однако родители настаивали на женитьбе и даже подыскали ему другую невесту. Тогда молодой человек заявил им, что поедет за советом к блаженной старице в Ставрополь, и так, как она скажет, он и поступит. Старица не благословила его обзаводиться семьей, и на этом вопрос был решен.

Дети, учившиеся с Мишей в одной школе, также заметили необычность этого ребенка, который уже тогда был «не от мира сего», за что и прозвали его Приблажным. Но в то же время они уважали его и старались не обижать, чувствуя в нем какую-то необъяснимую внутреннюю силу.

 

Духовные наставники

 

В это время Михаил Потапов очень полюбил паломнические поездки: как только появлялась такая возможность, он спешил посетить какое-либо святое место. Он побывал тогда и в Почаеве, и во Псково-Печерском монастыре, Киево-Печерской лавре, Глинской пустыни, Троице-Сергиевой лавре. В последней из названных обителей он познакомился со своим первым духовным наставником – схиархимандритом Иоанном (Масловым). Сам отец Иоанн был воспитанником Глинских старцев и отличался исключительной духовной мудростью и опытом. Однако, провидя в Михаиле будущего великого подвижника, позже он отправил его под непосредственное духовное руководство к последним Глинским старцам, находившимся тогда в Тбилиси. Так молодой человек вновь оказался в Святой Иверии – том месте, где он некогда проходил воинскую службу.

 

В то время в Тбилиси, при храме в честь благоверного князя Александра Невского, образовался настоящий цветник Глинского старчества. Его представителями были митрополит Тетрицкайройский Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Двое первых уже прославлены в лике святых. Под непосредственное руководство митрополита Зиновия (в схиме Серафима) и был отправлен с письмом от отца Иоанна Михаил Потапов. После смерти владыки Зиновия его духовником станет отец Виталий (Сидоренко).

«Быть тебе священником»

Тогда Михаил еще работал на рыбокомбинате. Однако со временем ему все сложнее становилось совмещать свое открытое вероисповедание с мирской работой. В то время за всеми, кто посещал храм, следили люди из КГБ и докладывали руководству. Из-за этого Михаилу часто приходилось выслушивать от своего начальства жалобы, угрозы, а порой и открытый шантаж. Случалось, что ему без объяснений снижали зарплату.

После одного из таких неприятных разговоров, когда Михаилу в категорической форме запретили ходить в церковь, он не знал, как поступить, поскольку не пойти на Рождественскую службу он не мог. И тогда племянница предложила ему переодеться женщиной, чтобы его никто не узнал. Так всю службу он промолился в пуховом платке, но зато не был никем узнан. Таким образом Михаилу Потапову удалось избежать очередных неприятностей на работе.

Однако со временем ему все же пришлось делать выбор, поскольку начальство не хотело иметь проблем с высшим руководством из-за своего сотрудника. Для Михаила этот выбор был очевиден, можно сказать, он был к нему давно готов. Однако, привыкнув все делать по послушанию, за советом он поехал к митрополиту Зиновию: тот благословил уходить с работы.

Следует упомянуть, что за несколько лет до увольнения схиархимандрит Виталий (Сидоренко) предсказал Михаилу его путь: подарив ему ризу с кадилом, он сказал: «Быть тебе священником». Уже тогда все было ясно. Впрочем, исполнились эти слова не сразу.

После ухода с работы Михаил стал прислуживать алтарником в храме Георгия Победоносца в с. Кулешовке Азовского района, куда ходил и раньше, еще работая на рыбокомбинате. Со временем настоятель храма назначил его на новую должность – регента. Иногда Михаил приезжал также петь в Ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь он обратил на себя внимание архиепископа Ростовского и Новочеркасского Иоасафа (Овсянникова), который приблизил его к себе. 22 апреля 1976 года сам владыка рукоположил Михаила во диакона, а на праздник Успения Божьей Матери в том же году – во иерея.

 

Покровский храм в Шахтах

Первым местом, где отцу Михаилу довелось нести свое пастырское служение, стал Свято-Покровский храм города Шахты под Ростовом. Тогда это был еще даже не храм, а молитвенный дом – простая деревянная изба с иконами, к тому же находящаяся в жутком, полуразрушенном состоянии. Даже в большие праздники на службу сюда приходило всего несколько человек. От этого больше всего разрывалось сердце батюшки, обильными слезами пришлось вымаливать ему свой приход. Всякому новому прихожанину он радовался, как малое дитя. «Вот еще одна людочка пришла», – говорил отец Михаил при виде такого человека. Каждого он примечал и обогревал своей любовью.

И постепенно людей приходило все больше, храм стал обустраиваться, несмотря на то, что время для этого было весьма неблагоприятное. Правда, при этом пришлось пойти на хитрость: кирпичные стены храма выкладывали изнутри, чтобы никто не узнал и не мог помешать. А потом разобрали деревянные стены, и взору предстал уютный каменный храм. Со временем появились и другие постройки... Конечно, все эти действия не могло не вызвать бурю негодования у местных властей. Ими даже была вызвана специальная комиссия из Москвы. Однако, по молитвам настоятеля, ничего противозаконного комиссия не обнаружила. Впрочем, все это не прошло для отца Михаила без последствий – у него тогда сильно пошатнулось здоровье, и с тех пор частые сердечные приступы, боли в сердце стали постоянными спутниками его жизни.

 

Постриг и благословение на отчитки

 

В 1985-м году митрополит Зиновий (Мажуга) постриг отца Михаила в монахи с именем в честь святителя Модеста Иерусалимского. Известно, что после этого владыка сказал: «На отце Модесте всё мое и закончилось». Восприемником при постриге стал отец Виталий, под руководство которого и передал свое духовное чадо владыка Зиновий. На тот момент отцу Модесту исполнилось уже 59 лет, он прошел хорошую духовную школу. Владыка Зиновий и отец Виталий благословили его на особый, крайне редкий вид служения – проводить отчитки над больными и бесноватыми. Отец Модест искренне чувствовал свое недостоинство нести такое послушание (новое имя Модест, в переводе означающее «скромный», вполне соответствовало его душевному устроению) и если бы не было на это благословения великих старцев, никогда бы за него не взялся.

 

Настоятель собора в Новочеркасске

 

В 1982-м году, после владыки Иоасафа, митрополитом Ростовским и Новочеркасским стал Владимир (Сабодан), которому впоследствии суждено было стать Предстоятелем Украинской Православной Церкви. В 1986-м году, вскоре после пострига, он возвел отца Модест в сан игумена, а затем перевел настоятелем в Вознесенский собор города Новочеркасска, столицы донского казачества.

 

На новый и трудный подвиг был призван игумен Модест. Вознесенский собор, как и большинство храмов в то время, находился в ветхом, крайне заброшенном состоянии. И вновь полились драгоценные слезы отца Модеста ко престолу Божию, как некогда он оплакивал в детстве каждый камешек разрушенного храма в родном селе. Но эти слезы не были напрасными: за три года служения в Новочеркасске игумену Модесту удалось совершить почти невероятное по тем временам. Он не только привел в порядок верхний храм, перекрыл крышу, но и восстановил нижний храм, и даже установил звонницу. Подобно своему небесному покровителю Модесту Иерусалимскому, которому довелось восстанавливать христианские святыни из руин, батюшке на каждом месте своего служения тоже много пришлось трудиться в возрождении разрушенных храмов и обителей.

 

Яндекс.Метрика