Собрание писем к монашествующим

преподобный Амвросий Оптинский

 Содержание

 I. Общие праздничные приветствия

  1. Простим вся воскресением (1870 г.) 
  2. О Великом снисхождении Рождшагося Господа и о нашем окаянстве (1870 г.) 
  3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения (1871 г.) 
  4. Праздник Пасхи напоминает нам о будущем и всеобщем воскресении (1871 г.)
  5. Значение Воскресения Христова. Яко чада света ходите (1872 г.) 
  6. Праздник Воскресения, как и другия праздники, напоминает нам о том, что "Христос вчера и днесь, тойже и во веки, а мы люди, изменчивы и унылы (1873 г.)
  7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему (1873 г.) 
  8. Что препятствует повиноваться правде Божией (1874 г.) 
  9. О кресте и Воскресении (1875 г.) 
  10. О власти как послушании Богу (1875 г.) 
  11. Совет об уклонении от разделения (1875 г.)
  12. О необходимых признаках духовной жизни (1876 г.) 
  13. Об унынии, забвении и неведении как врагах нашего спасения (1876 г.)
  14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви (1877 г.)
  15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник Воскресения Христова (1878 г.)
  16. Об искоренении зависти (1878 г.)
  17. Чтобы спрославиться со Христом, необходимо и спострадать с ним (1879 г.)
  18. Объяснение кондака Рождества Христова (1879 г.)
  19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песнопений (1880 г.)
  20. Объяснение псалма 22 (1880 г.)
  21. О зависти (1881 г.)
  22. Объяснение ирмоса: Христос раждается (1881 г.)
  23. Недостаточно знать заповеди, надо и исполнять их (1882 г.)
  24. Объяснение рождественского ирмоса: Таинство странное (1882 г.)
  25. Объяснение ирмоса: Воскресения день (1883 г.)
  26. Объяснение ирмоса: жезл из корене Иессеова (1883 г.)
  27. Объяснение слов пасхального канона: ныне вся исполнишася света (1884 г.)
  28. Объяснение слов "милость и истина сретостеся" (1884 г.)
  29. Объяснение слов псалма: Воскресни, Господи, Боже мой (1885 г.)
  30. Смысл скорбей (1885 г.)
  31. Объяснение Сретенскаго ирмоса: Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе (1886 г.)
  32. Объяснение слов: сердцем веруется в правду (1886 г.)
  33. О грехе осуждения ближняго (1887 г.)
  34. Объяснения слов псалма: благ и прав Господь (1887 г.)
  35. Изъяснение слов: несть бо Царствие Божие брашно и питие (1888 г.)
  36. Объяснение слов 1 посл. ап. Петра гл. 1. о страхе Божием (1888 г.)
  37. Объяснение слов псалма: Бог наш на небеси и на земли (1889 г.)
  38. Объяснение слов псалма: Наказуя наказа мя Господь (1889 г.)
  39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголят премудрость (1890 г.)
  40. Объяснение слов псалма: Еда забудет ущедрити Бог (1890 г.)
  41. Объяснение слов св. Давида: Благости и наказанию и Разуму научи мя (1891 г.)
  42. Необходимо достигать христианской мудрости (1861 г.)
  43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа.
  44. Благочестно  живущия должны терпеть скорби (1876 г.)
  45. Более всего надо достигать любви христианской
  46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших
  47. Молитвы против помыслов немощных
  48. Должно мужественно бороться с душевными недугами (1868 г.)
  49. Бодрость - от единения с Господом, уныние - от тщеславия
  50. Уныние - от диавола (1869 г.)
  51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!
  52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния
  53. Искус полезен
  54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение - три ступени к смирению
  55. Кратчайший путь ко Христу - носить тяготы друг друга
  56. Главные препятствия к усвоению святости
  57. Христианская мудрость требует искоренения "ветхого человека" (1870 г.)
  58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу
  59. Духовное возраждение начинается освобождением от страстей (1872 г.)
  60. Чадами Христовыми именуются те, в коих "вообразился Христос"
  61. О сожительнице. Об игуменстве... над собою (1863 г.)
  62. О наставнице. Как стяжать разум духовный
  63. Гордый ученик должен искать старца строгаго. За отсутствием старца руководиться заповедями Евангельскими. Страстным уединение вредно
  64. Полезно сидеть в келии
  65. Нужно держаться средняго пути спасения
  66. Самочинное подвижничество опасно
  67. Одни правила и посты без соблюдения заповедей не спасут
  68. Неразумное пристрастие приносит много зла
  69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно
  70. Положим начало исправления (1865 г.)
  71. Не должно вступать не в свои дела (1866 г.)
  72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения
  73. Неожиданная потеря здоровья от умалченной причины.
  74. О пострижении и согласовании внешняго с внутренним
  75. Не должно отказываться от монашества
  76. Должно идти средним путем
  77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине
  78. Не должно усложнять путь монашеский
  79. Самообман в заботе о ближнем
  80. Нужно вырвать корень зла - самость
  81. Жить вместе и жить врознь
  82. Сознание немощи - начало исправления
  83. Нужно учиться самоукорению
  84. Не должно препятствовать спасению ближняго
  85. Скорби научают терпению, а терпением достигается спасение
  86. Наставление об отношении к старцу
  87. О непрерывности четочнаго правила
  88. Течение благочестивой жизни в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой
  89. Избегай начальствования
  90. Советы об устройстве келии
  91. Советы о келейном времяпровождении с сестрою
  92. Не следует спешить разделяться с сестрою
  93. О радости возвращения к совместной жизни
  94. Умеренному деланию цены нет (1870 г.)
  95. Об искушениях на молитве
  96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей
  97. Божие должно впереди ставить
  98. О необходимости держаться постоянства
  99. О том, как писать письма старцу
  100. Должно молить Бога об укреплении веры
  101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца
  102. Пострижение великий дар Божий
  103. О славолюбии как причине неверия
  104. Нужно учиться различать козни вражии
  105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости
  106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды (1871 г.)
  107. Забота о келии
  108. Вся испытующе, добрая держите
  109. Наставление о кротости
  110. Наставление пред Великим постом
  111. Цель переписки - польза душевная, а не одно утешение (1872 г.)
  112. Более всего должно держаться страха Божия
  113. О кончине м. М. и о болезни о. Макария
  114. Под впечатлением кончины о. Макария
  115. Наставление монашествующим
  116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем (1862 г.)
  117. О скорбях по принятии монашества (1860 г.)
  118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи
  119. Наставление при отсылки схимы о ея значении
  120. О чтении писем св. Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (К монаху)
  121. О словах св. Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (К монахине)
  122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности
  123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо
  124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности
  125. Об исполнении воли старца о. Макария
  126. О преждевременном стремлении к безмолвию
  127. Не покойнаго пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией
  128. Совет монахине, желавшей от уныния заниматься переводами исторических статей
  129. О нерасчетливости оставляющих путь в Царствие Божие
  130. Не должно ревновать не по разуму
  131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам
  132. Царствие Божие кое-как не приобретается
  133. Болезнь надо переносить терпеливо
  134. Вразумление немирным сестрам
  135. Совет относительно устройства училища при монастыре 
  136. О покорности духовной матери
  137. Прелесть от скрытности и самочиния
  138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи
  139. Увещание гордым и самолюбивым
  140. Мнение старца о награждении наперстным крестом.  О переводе книги св. Феодора Студита (1870 г.)
  141. Об Оптинских изданиях и напевах
  142. Учить других исполнять легко, а самому трудно
  143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах 
  144. О том же 
  145. Новопосвященной игумении
  146. Игумении наставление быть милостивой и снисходить  к немощам человеческим 
  147. Наставление терпеливо переносить неустройство в обители 
  148. О семи таинствах Церковных 
  149. Совет, не оставлять настоятельства ради уединения (1876 г.) 
  150. Не живи, как хочешь, а как Бог приведет (1877 г.)
  151. Неудачи надо терпеть с радостию (1879 г.) 
  152. Доброе намерение в добро вменяется
  153. Огорчения надо принимать благодушно
  154. Совет относительно плана корпуса для сестер
  155. С терпением надо нести скорби
  156. Надо нести крест свой - управление обителию
  157. Наставление тщеславным и гордым
  158. Беседа о Слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цвете
  159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях, и утках
  160. Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие
  161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях
  162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных
  163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа
  164. Послушание паче жертвы
  165. Толкуньи просят прощение
  166. О послушнике С. Не должно бежать от служения ближним
  167. Приветствие с Новым годом
  168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют
  169. За суетою житейскою не с чем предстать на Суд Божий
  170. Пред наступлением Св. Четыредесятницы
  171. Смерть - благий конец страждующихt
  172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса
  173. Об утверждении общины и о том, что скорби должно переносить терпеливо
  174. Искушения неприятны, но полезны
  175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом
  176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства
  177. Не должно уединяться, а нужно заботится о сестрах
  178. Приветствие с Петидесятницею. Случай с монахом, переставшим приобщаться Св. Тайн
  179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами Спасителя "аще кто хощет судитися"
  180. Не унывать в скорби и не забывать о пище (1881 г.)
  181. Утешение в скорби
  182. Назидания сыплются на нас со всех сторон: только надо не отвергать их
  183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в Фарсис, а попал во чрево китово
  184. Должно помнить слова: вси, хотящии благочестно жити, гонимы будут
  185. Приветствие с Новым годом (1882 г.)
  186. Наставление пословицами
  187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве
  188. О смерти монахини Ладыженской и о своих заботах
  189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию
  190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя
Яндекс.Метрика