Собрание писем к монашествующим

  • 191. Больному монаху подлечиваться можно
  • 192. Сила Царствия Божия в христианском терпении
  • 193. О неохоте пострига в мантию
  • 194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству
  • 195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением
  • 196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах 
  • 197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем
  • 198. Хотя и трудно, да жить надо
  • 199. Недолжно неразсудно предаваться печали
  • 200. Жалуется на здоровье, наставляет заботится о подчиненных (1883 г.)
  • 201. Нужно служить и Богу и ближнему по заповеди Христовой
  • 202. Советует, при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительныя, а не унылыя 
  • 203. Господь крепость людем Своим даст
  • 204. Пред наступлением Великаго поста
  • 205. Снова о молве своей и совет об избежании клеветы человеческия (1884 г.)
  • 206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвою 
  • 207. Молитва Иисусова более келейного правила
  • 208. Надо простить кающуюсю сестру и принять в обитель
  • 209. Некоторыя от малодушия бегут с труднаго пути
  • 210. О мудрости змииной и кротости голубиной
  • 211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних болезнями и помыслами
  • 212. И в новом году должны быть новыя скорби
  • 213. В скорбях должно полагаться на волю Божию (1889 г.) 
  • 214. На безмолвие и уединение должно поступать, по особому призванию Божию (1890 г.)
  • 215. Если не можешь иметь полного духовнаго отношения, держись исполнения заповедей Христовых
  • 216. Без терпения нельзя успокоиться
  • 217. Самооправдание - общая немощь
  • 218. Печаль - тягчайшее из искушений
  • 219. Вооружайся терпением
  • 220. Напоминаем о смерти о. К. внушает быть в мирном настроении
  • 221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге "Цветник"
  • 222. Устроение нашей жизни в руках Божиих
  • 223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть
  • 224. При решении вопроса о переходе в другую обитель должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца 
  • 225. Поздравляя с саном игуменьи, объясняет значение сего сана
  • 226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова пр. Марка подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением
  • 227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может 
  • 228. Скорбные обстоятельства не противны воли Божией 
  • 229. Кляуз бояться не должно - ложь всегда останется ложью 
  • 230. Бог не попустит, свинья не съест
  • 231. Без лихорадки дурныя соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется
  • 232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждою на Бога переносить их
  • 233. В скорби от врагов читать псалмы 3, 53, 58 и 142, а при безотчетной скорби 101
  • 234. Еще о чтении псалмов в напастях
  • 235. Не благословляет уходить на покой из страха пред противниками
  • 236. Велика награда терпящим несправделивыя клеветы 
  • 237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой
  • 238. О молитве за врагов
  • 239. Об искушениях диавольских и о борьбе с ними 
  • 240. Не нужно отлагать время смирения и покаяния до переселения в любимое место (1867 г.)
  • 241. Не должно под предлогом страха быть избранной в начальницы думать о переходе в другое место.
  • 242. Главная причина искушений - высокоумие. Перечисляет, искушения, коих причина самообольщения (1868 г.)
  • 243. Много требуется разсуждения, чтобы познать различие добраго от злаго. О "прелестной" радости. Сиди в келии, и та всему тя научит
  • 244. Диавол ничего не может сделать человеку, если он сам добровольно не согласится прежде на какой-либо грех 
  • 245. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воли Божией 
  • 246. Не верь тому, что стяжала нечто духовное. Не верь чувственным видениям
  • 247. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою 
  • 248. Диавол склоняет нас ко греху благовидными внушениями (1869 г.)
  • 249. Ощутила благоухание от иконы, видела от нея огненное пламя - оставляй такия вещи без значения
  • 250. Бесовская правда вреднее лжи, ибо внушается с коварством для смущения христиана
  • 251. Лукавыя помыслы должно приписывать не себе (1869 г.)
  • 252. О видимом явлении пляшущаго беса и о причинах сего явления
  • 253. Враг внушает гневливость, чтобы сделать людей неспособными к молитве и ко всякому доброму делу
  • 254. Когда нападает страх вражеский уместно читать слова псалма 26-го и других подобных (1870 г.)
  • 255. Врага рассуждениями не победишь, а смиренною молитвою, о порядке духовной жизни и о любви к ближнему
  • 256. Враги шумом и гулом мешают внутренней молитве - надо молить Бога избавить от сего
  • 257. Монах, имея только необходимое для самого себя, не погрешает, отказывая просящему
  • 258. Как писать о смущающих вопросах
  • 259. Молитва прежде всего требует смирения
  • 260. Корень хулы - гордость (1871 г.)
  • 261. С девошкою поговори сперва в церкви
  • 262. Девушке давай святоотеческия книги и избегай споров
  • 263. От спорливаго характера толку в духовной жизни не жди
  • 264. В Оптину девице можно приехать, а в свою келью не помещай (1871 г.)
  • 265. Искушение врага не от тайных ли и неведомых грехов? Со смирением молись об очищении от них
  • 266. При молитве должно быть и смирение (1872 г.)
  • 267. Объясняет апостольския слова: яко чада света ходите
  • 268. При искушении от диавола прибегай к твердыне смирения
  • 269. Страху вражию не поддавайся
  • 270. Грешно говорить, что отрады не будет ни в сей жизни, ни в будущей
  • 271. О страхе внезапной смерти и о частом причащении Св. Таин
  • 272. О помысле иметь свою келлию (1881 г.)
  • 273. Нельзя водиться одним желанием без рассуждения 
  • 274. О духовном странничестве. Враг смущает попечением о собственной келлии
  • 275. Смертный исход сладколюбиваго человека тяжек, а трудолюбиваго легок (1884 г.)
  • 276. Враг старается нанести подвижникам хотя бы пред смертью какую-нибудь греховную рану, дабы воспрепятствовать им переходе в будущую жизнь
  • 277. Совет утратившей теплоту и утешение молитвы и обуреваемой блудными помыслами
  • 278. Не должно брать на себя непосильный труд лечить от духовной болезни
  • 279. Уныние бывает и от тщеславия и от непосильнаго рвения
  • 280. Жить по-монашески - в терпении и смирении
  • 281. Внешними неудобствами душа очищается. Преждевременное уединение вредно
  • 282. От ближняго живот и смерть
  • 283. Снам не верь. Жалость и усердие не бывают без тяготы и скорби
  • 284. Лучше грешник кающийся, чем праведник возносящийся
  • 285. Если наше прошение к Богу не исполняется, это не значит, что в Евангелие не все верно сказано; на это есть свои причины (1867 г.)
  • 286. Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать
  • 287. Перешелшия в другой монастырь всегда испытывают тоску
  • 288. Враг более всего возстает против молитвы. Качество молитвы определяется ея концом
  • 289. О перемене места не думай
  • 290. Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей (1873 г.)
  • 291. Всякое послушание считай порученным от Господа чрез людей (1884 г.)
  • 292. По праздникам не работай. Покойников не бойся (1886 г.)
  • 293. Больным облегчается молитвенное правило
  • 294. Самовольное старчествование и высокоумие доводит до искушений (1864 г.)
  • 295. О благоразумном молчании (1883 г.)
  • 296. Не так живи, как хочется, а как Бог велит. Неприятности от других - по внушению диавола, не терпящаго внимательных молитвенников (1883 г.)
  • 297. Начальствование не всем и не всегда мешает спасаться. В человеке бывает тайное добро, видимое одному Богу. Как говорить с неискренними людьми ( 1883 г.)
  • 298. Чистота душевная в том, чтобы стараться не видеть злобы человека (1883 г.)
  • 299. От себя и от бесов в другой монастырь не уйдешь (1883 г.)
  • 300. Если не хочешь нести скорбей, не берись изгонять бесов. Гневайся не на людей, а на бесов, искушающих людей (1881 г.)
  • 301. Келья высит, люди искушают, а не искушен - не искусен. Видение, бывшее монахине относительно неосуждения ближних. О Марфе и Марии (1882 г.)
  • 302. Внимай себе и своему спасению (1882 г.)
  • 303. Что значат слова: "Стяжи друга Господа" (1882 г.)
  • 304. Страсти в нас - для нашего смирения. Должно молиться о даровании "око благого". Объяснения видения. О разговоре в Церкви и как прекратить его (1882 г.)
  • 305. Объяснение сновидения (1882 г.)
  • 306. Живя вместе с другими, отличайся от них не наружно, а смирением (1883 г.)
  • 307. При ощущаемой духовной радости должно остерегаться не впасть в прелесть вражию (1883 г.)
  • 308. Молись за обижающих (1884 г.)
  • 309. Во всяком деле нужна постепенность. Слова других и собственныя чувства должно проверять разсмотрением и молитвою (1884 г.)
  • 310. Начальница не всякому слову должна верить. Щегольство не должно быть в общине (1884 г.)
  • 311. Где действуют по Богу, там и Бог подает Свою помощь (1884 г.)
  • 312. В скорби читать 1-й псалом 2-й кафизмы. Молитва всегда сильнее псаломскими словами (1884 г.)
  • 313. На одном месте и камень обрастает (1884 г.)
  • 314. Желающим иметь покой в Господе должен поступать по Его заповедям
  • 315. В серьезной болезни не длжно отвергать елеосвящение
  • 316. Мы, новые монахи, совершенно изменили древний порядок относительно свиданий с родными (1864 г.)
  • 317. Для умиротворения нужно дома смиряться, а не в путь пускаться (1864 г.)
  • 318. Наставление сборщице (1866 г.)
  • 319. Сборщикии сборщицы, в чем нуждаются, могут приобретать из сборных денег (1866 г.)
  • 320. Болезнь телесная посылается к пользе душевной (1878 г.)
  • 321. Молись за сестру (1867 г.)
  • 322. Каждый сам за себя Богу ответит (1869 г.)
  • 323. Не других должно исправлять, а самих себя (1869 г.)
  • 324. Схима есть второе крещение
  • 325. Болезнь телесная невольно нас обращает к будущей жизни
  • 326. Можно прямо постригаться в схиму, а не сначала в мантию (1874 г.)
  • 327. В болезни преданность воле Божией особенно необходима (1874 г.)
  • 328. Не всякие видимо благое желание от Господа (1861 г.)
  • 329. Об уединенной и совместной жизни (1864 г.)
  • 330. Покорись необходимости в неудобных обстоятельствах (1881 г.)
  • 331. Советует не отказываться принять келейное пострижение (1871 г.)t
  • 332. О брани плотской (1866 г.)
  • 333. В болезнях потребно терпение со смирением
  • 334. Не думай, что мне тебя не жаль
  • 335. Не вини других - ищи успокоения в чистой совести
  • 336. Всяк сам за себя отвечает
  • 337. Учись понимать монастырскую жизнь. В болезнях невольных милость Божия сокрыта (1867 г.)
  • 338. Не надо малодушествовать, но за все благодарить Бога
  • 339. Есть спасение и вне монастыря, но с большим трудом
  • 340. Спокойствие духа враг дать не может
  • 341. Многие трудности нашей жизни от нас самих (1868 г.)
  • 342. Не удивляйся и не ужасайся гонениям (1869 г.)
  • 343. Читайте чаще псалмы: "Живый в помощи Вышняго" и пр.
  • 344. Оставивший монастырь неблагонадежен для семейной жизни (1876 г.)
  • 345. Веди себя с родными так, чтобы добровольно отпустили тебя в монастырь
  • 346. Хульные помыслы борят за возношение и осуждение
  • 347. Не колеблись исполнить желание относительно поступления в монастырь
  • 348. Жить по-монастырски надо в кротости и смирении (1862 г.)
  • 349. Планы неопытнаго в монастырской жизни (1864 г.)
  • 350. Дети обязаны почитать своих родителей (1864 г.)
  • Яндекс.Метрика