Собрание писем к монашествующим

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

Слава и благодарение Господу за то, что послал тебе облегчение от серьезной болезни. И сбывается на нас псаломское слово: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. - Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и разсуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренно прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес к Единому вся ведущему и всемогущему, и вместе всеблагому и премудрому, Иже хощет всем спастися и в Разум истины приити.

59. Духовное возрождение начинается освобождением от страстей (1872 г.)

Поздравляю тебя с нынешним днем твоего рождения и молитв ради св. Страстотерпца и Целебника Пантелеимона, сердечно желаю тебе духовнаго возрождения. Хотя я и прежде писал тебе это слово, но и опять повторяю то же, и, пока буду жив, буду повторять, - потому что в этом кратком слове много, очень много содержится. - Кто возродится духовно, тот и от страстей исцеляется и делается способным проходить великия, телесныя и душевныя добродетели. На нынешний год желаю тебе пока хоть перваго, т. е. освобождения от страстей; а на будущий пожелаю и втораго, т.е. прохождения великих добродетелей.

60. Чадами Христовыми именуются те, в коих "вообразился Христос"

Значение слов чадо и чадце. Ты желаешь знать различие между чадами и чадцем. - Чадцами апостол называет тех, в коих еще не вообразился Христос, понесший безстрастно заплевания и заушения и всякий вид уничижения. Кто желает называться чадом Христовым, тот должен терпеливо и безропотно понести все то, что понес Христос и должен искренно молиться за обидящих, как Он молился за распинающих. Мир тебе!

61. О сожительнице. Об игуменстве... над собою (1863 г.)

Мать N!

Касательно м. В. ничего не могу сказать, потому что сам ея не знаю, а знающие ея м. Н. в Троекурове, а сестра твоя лежит больная в Белеве. Впрочем, все-таки думаю, что вы едва ли сойдетесь с нею: она, как ты пишешь, под руководством не жила, а ты под руководством не ужилась. Поэтому не мудрено, что вы обе будете настойчивы в своих, понятиях и привычках.

Относительно игуменства. Благословляю тебе быть игуменьею... над самою собою и над своими дурными привычками. - А остальнаго благословить тебе не могу, потому что это начинание не только не может быть полезно, но и опасно.

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый, - и во внешнем, по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. - Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.

В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения... Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти. - Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И прежде всего никого не вини.

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

Ты желала бы иметь, в своем месте, такую наставницу, к которой могла бы в борении помыслов относиться; но я не знаю, кого бы тебе назначить, кто бы была тебе угодна и полезна.

К о. Илиодору в Глинскую пустынь можешь писать, и можешь принимать его мнения и советы; остальных же, коих мнения все врознь, сама видишь, что принимать нельзя. - Ездить в Глинскую пустынь погоди; посиди дома и посмотри, что и как будет с тобою, и что с другими.

Спрашиваешь меня: каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей.

Еще спрашиваешь, от чего в душе твоей такой мрак? Кроме других причин, от того, что имевши старицу, ты не хотела покоряться ей, и даже противилась, грубила и досаждала ей; а все это, как ты сама сознаешь, плоды гордости.

Ты пишешь, что много спишь и в отношении пищи делаешь себе снисхождение. Сознавая в сем немощь свою укоряй себя, и удерживайся, по крайней мере, от осуждения людей.

- Иисусову молитву можешь употреблять, особенно при борении дурных помыслов; но только устно. А вместо ея, иногда и: "Боже милостив буди мне грешной". Лучше и эту молитву, чем ничего.

Еще пишешь, что стоя в церкви однажды возъимела сильное желание войти в Царствие Небесное и насладиться пением ангелов! Это тебе, по твоему устроению, не может быть полезно, а скорее противное сему.

- В Патерике разсказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом к грешникам в ад, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и т.д., и молился о избавлении от оных; и другие старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным.

В третий раз, в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не сознавала потребности в ней). Всегда так бывает. Когда обладаем добром, то его не ценим, а теперь, по пословице, посиди у моря, подожди погоды; умнее и смиреннее будешь.

63. Гордый ученик должен искать старца строгаго. За отсутствием старца руководиться заповедями Евангельскими. Страстным уединение вредно

Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойнаго о. Макария. - Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова св. Лествичника, он говорит: "кто склонен к гордости и самочинию (или как говорят, другие отцы - имеет выю непреклоняющуюся и волю непокоряющуюся), тот должен избрать себе наставника строгаго и непопустительнаго" . Тебе многократно былоговорено: покорись, и получишь пользу душевную. - Но ты пребыла непреклонна и даже наконец сопротивлялась наставнице, с досаждением и негодованием. Вот теперь поневоле пришлось вкушать от горьких плодов самоверия и непокориваго разумения. Сбывается на нас слово апостола: "мняйся ведети что, не у разуме якоже подобает", и слово опытных: "своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит". Ты прежде не хотела покоряться и как должно относиться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание относиться хоть к какой-нибудь старице, или иметь собеседником дельную сестру. - Вещь эта в настоящее время очень мудреная. Ты указываешь на старушку игуменью. - Я ея не знаю, а слышал, что она могла бы приносить другим пользу, если бы обстановка и положение ея были другая; а при этом неудобстве неудобно и духовное отношение. - Сама это разсмотри на месте и потолкуй с теми, кто понимает дело. - Мне жаль тебя, очень жаль, а положительно и утвердительно сказать ничего не могу, касательно духовнаго отношения. - Пока найдешь это отношение, руководись заповедями Евангельскими; на них опираясь, смотри, что делается внутри тебя, и не ретись неразсудно на одно внешнее уединение, которое в страстном может питать самомнение, гневливость и осуждение других. Обращай на эти признаки твое внимание и понуждайся обучать себя самоукорению, во всяком случае возлагая вину на себя, а не на других.

Помни всегда отеческое слово: "келлия высит, а люди искушают". Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, да научиться смиряться и не порицать других.

64. Полезно сидеть в келлии

Мать N и мать N! Что-то не возвещается грешной душе моей, чтобы вам ехать в Киев нынешним летом. Не лучше ли оставить поездку эту до весны? Из писем ваших видно, что неудачна была ваша первая поездка. Что же будет, если неудачна будет и вторая? Неудача показывает, что нам надо посидеть в келлии до времени, и обсидеться, и осмотреться, и сообразиться с своими делами и помыслами. - сказано в Писании: аще дух владеющаго найдет на тя, места твоего не остави. - Дух владеющаго значит - искушающаго. - Искушение находит, а мы неискусны в борьбе, и особенно слабы на язык. Что в голову прийдет, то и толкуем. Растревожат наше самолюбие, и мы выводим наружу такия вещи, которыя говорены были собственно для пользы нашей, к нашему вразумлению и разъяснению дела, котораго мы не хотели понять, по нашему обычному самоверию и близорукости. - Последния слова обращаю к тебе, мать N. Просто и вкратце должен я сказать, что не знаю, как с тобою обращаться. - Если молчу и дожидаю, чтобы ты сама объяснила как должно свои обстоятельства и свое душевное состояние, но ты, объясняя многое, не объясняешь главной своей немощи. Брался было я сам объяснить тебе эту немощь, от которой происходят у тебя все твои путаницы. Но ты, не знаю почему, обращаешь это опять в повод к новым путаницам не только для себя, но и для других. Думаю, что ты можешь понять, к чему и о чем говорится. - Сказано в Писании: от словес твоих оправдишися, и от словес твоих осудишися.- Если нас с тобою будут судить по словам болтливости, особенно по тем словам, от которых много произошло враждебных путаниц, то куда нам деваться!

Хоть отныне покаемся, и отныне да положим начало вести себя благоразумно и осторожно в отношении зловредной болтливости. - Не вотще брат Божий св. апостол Иаков написал: язык огнь, лепота неправды: сице водворяется во удех наших, скверня все тело, и паля коло рождения нашего и опаляяся от геенны. Тем благословляем Бога и Отца и тем клянем человеки, созданные по подобию Божию. - Но ты скажешь, что "я никого не кляла, и не кляну". А я тебе скажу: если внимательно испытаешь и без самооправдания Писание Божественное и отеческое, то во многих местах найдешь, что бестолковая и бессмысленная болтовня объясняется или словом клеветы, или клятвы, как у св. ап. Иакова в сказанном выше месте. - Прости, что тебе так резко пишу. Необходимость заставила прибегнуть к средству, о котором старинные люди говорят: клин клином выгоняется. И к этому прибавлю: если положишь начало благое благоразумнаго умалчиванья о тех случаях и словах, которые не должно высказывать по причине могущей последовать путаницы, то я тогда попрошу прощения. Господь да помилует и да вразумит нас к душеполезному, и да избавит от всего зловреднаго; прежде же всего из самооправдания, и особенно от самомнения и самоверия, которыя заставляют нас высказывать свои понятия и разумения так положительно и утвердительно, как бы действительно было так, - что мы разумеем и понимаем паче всех, могущих разумевати. Но если бы вместо самомнения хоть мало бы мы приблизились к смирению и самоукорению, и к недоверию своему сердцу (потому что оно еще не очищено), тогда бы иначе стали, думать и иначе говорить, особенно тогда, когда должно осторожно говорить и с разсуждениеим и сбережением себя и других. Чтобы сказать разом все, повторю слова Писания, говоренныя тебе лично: аще кто мнится верен быти в вас и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего, суетна есть вера (Иак. 1, 26). Всеблагий Господь да поможет мне и тебе, и сестре твоей, и другим произволяющим разуметь и исполнить сказанное и сохраниться от душевреднаго языкоболия.

65. Нужно держаться средняго пути спасения

Посылаю тебе, обще с сестрою, последнюю часть писем покойнаго б. о.Макария для духовнаго вашего назидания.

В письме своем, от 22 сентября, просишь меня помолиться, чтобы тебе правильно совершать путь твоего спасения. От всей души желаю, чтобы ты не уклонялась ни на десную, ни на шуюю сторону, а шла путем средним, царским и который указан нам Самим Царем Царей и Господом Господей в животворных Его заповедях, начиная с сих: не гневайтесь, не осуждайте, изми первее бревно из очесе твоего, как Он изрек Сам; и так же, как учит чрез апостола своего: прежде всего прилежну имейте любовь друг к другу.

Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужия дела и скоро делаешь заключение, хотя и не примечаешь сего и готова оправдываться, но бывает так.

Спрашиваешь, с чего тебе начать, чтобы не прогневать Господа своим нерадением? Чтобы более не прогневлять Господа, надо начать с покаяния, и с смирения, и с совести пред Богом, Который зрит и тайныя наши мысли.

Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнеть о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай.

К молитве Иисусовой старайся прибегать часто, во всякое время, также и в церкви, особенно если не слышно чтения, - за хождением и каждением.

66. Самочинное подвижничество опасно

Писала ты мне, что прочитываешь до 10 кафизм псалтири в келье, кроме церковных служб; а со стороны слышу, что ты очень изнурилась.

Напиши мне искренно тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения; а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. - Если добро это, - то зачем оно тайно от духовнаго отца? Смотри - душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Напиши мне искренно. Все таймитищное душевредно. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния.

67. Одни правила и посты без соблюдения заповедей не спасут

О поездке в Киев мое мнение такое, что куда вам больным теперь ехать? Можно бы отложить до весны, посмотреть, какия тогда будут обстоятельства, и сообразивши все, списаться. - И мое мнение, если ехать, то обеим вместе ехать; теперь же ехать одной с Н. В. , может быть, понуждает мысль мнимо подвижническая, по внушению противной стороны.

Мать N! прочти в 4-й части писем о. Макария письма 91 - 99 (на стр. 162 - 172) и хорошенько вникни в сказанное там, а письмо 98 (стр. 171) прочтите обе вместе (на стр. 18 опечатка: волнение. Должно читать во мнение). А что там сказано: "не может быть никакой пользы", об этом не смущайтесь: никакой не может быть пользы затягиваться на одних правилах и постах, как и сами можете теперь на себе видеть. - Увидит одна у другой ночью свет в келье и сама бух поклоны; а там, может быть, просто лампадка ярко разгорелась; и если только в этом будете соревновать друг другу, то действительно никакой не может быть пользы. Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот - соблюди заповеди.

Негодование старших должно терпеть, читая это попущением Божиим, в наказание за наше возношение и самомнение, и особенно за сближение и толки с такими людьми, с которыми никак не следовало сближаться и толковать о чем-либо. - Путающиеся бо обыкновенно путают и приближающихся к ним. Вперед наука.

Что касается до слов: хранение совести - это разумеется двояко. - Есть хранение совести истинное, и есть другое, глаголемое - точию о нем же и глаголют.

- Требование последняго сохранять неудобно более перваго. - Разумейте разумевающия! 

Яндекс.Метрика