Собрание писем к монашествующим

150. Не живи, как хочешь, а как Бог приведет (1877 г.)

...Получил я известие, что ты отправляешься в N, должно быть, для устроения безмолвной себе кельи, а может быть, и по другим причинам. На безмолвии и в молве находясь, не забывай меня грешнаго, и молись о мне присно во многомятежии сущем, и особенно при слабости телесной, - ты сама знаешь, как это неудобно, по собственному опыту. Но что делать? Есть мудрое старинное слово опытных людей: не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет. Господь лучше нашего знает, что нам полезнее, и что можем вместить, и чего не можем вместить. Особенно, я думаю о себе, что к безмолвию я неспособен. Немного таких блаженных людей, которые, находясь всегда в странствии и не имея где главы подклонить, по Евангельскому слову, соблюдают глубокое безмолвие и не возмущаются никакими теснотами и нуждами, ни узами, ни темницею, и жаждут скорбей и страданий, и жалуются, будто нечего им потерпеть. Аз же грешный и в отраде великой находясь, разслабляюся и не имею терпения. - Помолись о мне, да воздвигнет мя Господь, ими же весть судьбами к покаянию истинному и должному приготовлению к будущей жизни. Век сей проходит, глагол же Господень пребывает во веки.

Слышу, что ты оскорбилась до болезни, и болезни великой, по той причине, что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. - Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряется. Но есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу. - Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонятся в противную сторону.

151. Неудачи надо терпеть с радостию (1879 г.)

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! - Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия. - Слова апостольския ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. - И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово св. Давида; помянух Бога и возвеселихся. .

На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!

Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица.

152. Доброе намерение в добро вменяется

Послал я к тебе к сырной неделе или маслянице разсказ "Краснобай"; но так как почта опаздывает, то думаю, что разсказ этот получили вы на первой неделе Великаго поста, и потому дело это вышло очень некстати. Прошу прощения за неуместное и неблаговременное угощение. Многая дела человеческия бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимаго успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову пр. Исаака Сирина, и совершенство совершенных не совершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь, сильны все привести к полезному концу. - Не вотще Господь глаголет в Св. Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже, и паки; невозможная от человек, возможна вся от Бога.

...Вот, слава Богу, и аз немощный и грешный кое-как провел первую неделю Великаго поста, и всегда для меня небезтрудную; как-то поможет Господь продолжать далее? Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

153. Огорчения надо принимать благодушно

Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобою случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Св. Таин и особороваться св. елеем. - И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. - Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающияся скорби и неприятности, которыя едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер N общины или обители - Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которыя я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселаго и благодушнаго человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: "Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает". И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и св. апостол Павел пишет так: "кто соблазняется, и аз не разжизаюся". Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: "аще ли неверный отлучается, да разлучится" (1 Кор. 7, 15). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. - Покойный Оптинский отец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: "наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, - сам смотри".

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

NN как-то писала мне, что вы намереваетесь строить большой корпус для сестер. - А я, кажется, уже говорил тебе, что у меня строительная немощь к постройкам, и потому не мог утерпеть, чтобы не подать вам совета, чтобы вы не строили большой корпус так, как обыкновенно отроются гостиницы. - В таком корпусе невозможно избежать шума и безпокойства, от которых никому невозможно в этом корпусе пожить с пользою душевною. В обители нашей есть старинный корпус, выстроенный лет за шестьдесят, расположение котораго мне очень нравится, как весьма удобное для спокойствия живущих. Посылаю вам планчик с этого корпуса. - Он выстроен следующим образом: сперва срублены два сруба из 10-аршиннаго лесу (каждый сруб 20 аршин) и поставлены концами друг к другу. - Между ними в 4 аршина коридор под № 1, для входа с монастыря. Из этого коридора две двери для входа в кельи направо и налево. -Под № 2 против всех келлий должно быть открытое крыльцо, где сестры во время лета могут заниматься рукодельем и одна из них для всех может читать книгу. Под № 3 три входа с монастыря. Под № 4 сход с крыльца на дворик и лестница на чердак.

Двери означены тремя черточками, а окна означены двумя черточками. - Печи означены так, чтобы в каждую келью была одна сторона печи. Топка печи должна быть из передней. И одна из келлий будет проходная. Некоторыя окна будут на крыльцо. Где означены ворота дворика, при этих стенах можно поделать чуланы для сестер. Вот вам мое предложение, а вы, с общаго согласия, сделайте так, как найдете лучше.

Весь корпус должен быть в длину 44 аршина.

155. С терпением надо нести скорби

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в правоте и истине. Не вотще сказано в Писании: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна. И паки: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. И паки: Господь не лишит благих ходящих незлобием. - И паки, по воскресении Своем Господь изрек пречистыми Своими устами ученикам Своим: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам. Но с другой стороны, паки в том же Св. Писании сказано: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. И паки: в терпении вашем стяжите души ваша.

Чтобы согласовать слова сии св. богомудрые и богодухновенныс отцы глаголют: и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других.

Мир душевный имей, а терпеть - терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову св. Григория Синаита, и в буре тишина.

Вчера я начал письмо это, а сегодня, 15 апреля, в праздник Жен Мироносиц и Благообразнаго Иосифа, сподобившись причаститься Св. и Животворящих Таин Христовых, продолжаю писать начатое письмо(диктование , как и все эти письма). Недаром я сделал такое начало письма, но зная, что у тебя теперь много хлопот и забот, пожелал Словом Божиим и словом святоотеческим подкрепить твое благодушие и благомужество. Здесь на земле труды и подвиги, а там в будущей жизни воздаяние, где кийждо приимет свою мзду по своему труду, подъятому и ради спасения своей души и ради душевной пользы ближних. Блажен, кто там с дерзновением может реши: "се аз и дети, яже дал ми есть Бог". Помолись о мне грешном, да не сбудется на мне, апостольское слово: "научаяй иного, себе ли не учиши". И паки Сам Господь в Евангелии глаголет: "иже разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в Царствии Небесном". Горе мне грешному! Другим сказую и проповедую о вещех высоких и великих, а сам и перстом не касаюсь того, о чем говорю и пишу.

Ты стремишься к безмолвию, а мне окаянному и молва стала не под силу, в великую тяжесть, да и к безмолвию едва ли я способен буду, а наконец и от молвы как избавиться? дело мудреное и не совсем удобное. - Подумаешь, подумаешь, да и скажешь со вздохом: да будет по воле Господней о мне грешном. Желал бы поисправней пожить, да разслабление душевное и телесное мешает. Прошу и тебя помолиться обо мне и б. о. И. и прочих, знающих худость мою. Приписка о. Амвросия: мир всем вам! Хорошо бы и нам!

156. Надо нести крест свой - управление обителию

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине ! Не вотще сказано в богодухновенных псалмах: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна, хотя также сказано: "многи скорби праведным", но прибавлено, что "от всех их избавит я Господь". И паки: по множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. И сам Господь в Евангелии глаголет: "дерзай дщи, вера твоя спасе тя, иди в мире".

И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем не озираясь; хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различныя затруднения. - В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: "иже не приимет креста своего и в след Мене грядет несть Мене достоин; претерпевый же до конца, той спасен будет". Евангельский крест твой - Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N общины и живущих в ней сестрах. - И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телеснаго и душевнаго, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы одобрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что кийждо приимет мзду, по своему труду. Большаго же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов и своих и чужих.

Слышу, сестра и мать, что здоровье твое не совсем исправно и замечается упадок сил телесных от встречающихся различных прискорбностей душевных. Но мужайся, сестра о Господе, и да крепится сердце твое! Силен Господь подать нам всемощную помощь Свою и облегчить притрудное положение наше, как сам это объявляет во Св. Своем Евангелии: "приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы".

Должно быть, сестра, не в меру ты скорбишь. Собрался я написать тебе краткое письмо, но вышло оно не краткое. Стало быть, так нужно. (Конец утрачен.)

Яндекс.Метрика