Собрание писем к монашествующим

408. О молитве Иисусовой - устной, умной и сердечной

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную", а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более 30-ти лет. Она говорила о себе: я не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: Господи, кто полюбен Тебе. Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й ч. Добротолюбия у Каллиста и Игнатия, и затем 43-ю гл. о прилоге и изменении; также в 4-й части Добротолюбия кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста Патриарха Константинопольскаго. Что-нибудь поймешь, когда будешь самым делом дополнять, особенно когда позаботишься о приобретении смирения, без котораго не только молитва, но и другия делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, не мало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.

Пишешь еще, что тебя иногда тревожит вражеский помысл, что тебе в прежнем монастыре было лучше; а когда там жила, то помыслы толковали, что там хуже, а на новом месте удобней. Но дело уже сделано. Теперь нужно держаться псаломскаго слова: "На всяком месте владычествия Его, благослови душе моя Господа".

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящия неправильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию св. отцов, опытом прошедших все это.

409. О браке между родственниками

Спрашиваешь о браке племянника и племянницы на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают. Супружескаго счастья не бывает за это; да и на детях отражается неизлечимо болезненностию детей; а поэтому я не могу советовать на подобныя браки решаться.

410. О дурном глазей о суевериях

От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденнаго. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячия угли с молитвою, и кропить этой водой, суеверно и грешно. У нас есть на то крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне. Мир тебе и Божие благословение. И духови твоему.

411. О причащении больных в келлии. О молитве св. Спиридону

Пишешь, что матушка игуменья N давно не причащалась Св. Таин и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать в церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать причащение Св. Таин, так как это - главное врачевство духовное, нередко и телесное.

Если матушка игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Св. Таин в келлии, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка игуменья спрашивает: что нужно вычитывать в келлии, не бывая в церкви. Приготовляясь к причащению, можно с вечера вычитывать в келлии 9-й час, малое повечерие, среди котораго прочитывать акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу Хранителю. Отходя ко сну читать конец повечерия и вечерния молитвы. Утром читать утренния молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, первый час и молитвы ко причащению с каноном; потом З-й и 6-й час и изобразительные, а при большей слабости болезненной можно и это сократить, довольствуясь утренними молитвами и молитвою ко причащению. Прочитайте вместе с матушкой игуменьей N писанное в книге Варсонофия Великаго к больному старцу Андрею, начиная от 163-го вопр. Там увидите ясно, что от больнаго требуется только терпение и благодарение и что болезнь телесная заменяет подвижничество телесное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнию телесною это заменяется. Еще пишешь о затруднительном положении брата твоего. Пусть он и невеста поусерднее и с верою прибегают к св. Спиридону, чтобы, за его св. молитвами, Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к св. Спиридону, по его молитвам, выходили из затруднительнаго положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену.

III. Письма к учредителям общин и к первоначаль-ницам их

412. Как хлопотать в ПБ об открытии общины (1876 г.)

Достопочтеннейший о Господе!

Случайно узнал я, что ты собираешься отправиться сам в Петербург по делу общины. Не советую тебе это сделать; а лучше попроси м. И., чтобы он съездил туда. А ты коли поедешь в Петербург, то попадешь как в темный лес, и вместо того, чтобы подвинуть дело, можешь как-нибудь закутать его. А м. И. лучше твоего может все устроить. Даже и в консистории, как я уже тебе писал, советую тебе самому меньше хлопотать, под предлогом слабости здоровья, а больше вести это дело чрез м. И., которому такия дела более подручны.

Приветствую м. М. и сестер общины. Хотя дело об открытии общины замедляется, но силен Господь подать благополучный конец. Поэтому не скорбите и не малодушествуйте, а будьте благонадежны, уповая на милость Божию и молясь усердно.

Я уже не раз говорил тебе и писал, что доброму и благому делу предшествует или последует скорбное искушение.

Испрашивая на тебя, на м. М. и на общину, а вместе и на семейство мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогр. и. Амвросий.

413. Как устроить лучший звон. О выборе священника (1879 г.)

Христос Воскресе!

Достопочтеннейший о Господе N!

Письмо твое получил. Пишешь, что церковная утварь и колокола, для обители вашей, в Москве куплены. На первый раз хорош будет звон и от 50-ти пудов; только не думаю, чтобы был звон удачный прямо купленных колоколов, так как они большею частою переливаются из старых колоколов. Такой звон отзывается сковрадным. А если кто желает иметь хороший колокол, то нужно самому купить хорошую медь и хорошее олово, по нужной пропорции, и заказать на заводе отлить. Звон такого колокола бывает чистый и сильный.

Еще пишешь, что у вас отыскивается во священники хороший студент и женатый; в 30 лет, немного моложав. Но так как он известный человек и вам нравится, то, если владыка согласится на утверждение его, тогда воля Божия да будет в этом. Хорошо бы было, если бы он, прежде посвящения, побывал у нас. Мы бы с ним поговорили и монастырския книги ему подарили. Знакомство это будет нелишнее. Если и после 15 апреля дело об общине не придет из Синода в Орел, тогда попроси м. И. съездить в Петербург и дай ему денег на дорогу и на подмазку, чтобы скорее выслали дело ваше, по пословице: сухая ложка рот дерет.

Приветствую о Господе м. М. и всех сестер общины вашей и желаю всем вам мирнаго и благополучнаго пребывания, а также скорейшаго и благополучнаго окончания дела вашего, чтобы поскорее освятить церковь вашу, иметь своего священника и свою церковную службу. Мир всем вам.

Многогр. и. Амвросий.

414. О просящихся в общину именем старца. О том, что в новоустрояющейся общине младшия не должны забегать вперед со своими мнениями и советами (1879 г.)

Достопочтеннейшие о Господе: Боголюбивый строитель и новоизбранная Начальница м. М.

Поздравляю вас с торжественным освящением деревянной церкви и заложением каменной в новоустрояющейся обители вашей. Сердечно желаю благополучнаго и успешнаго продолжения в исполнении предполагаемых дел и в принятии приходящих в алтаре должно назначать сестер испытанных; а кое-каких в алтарь посылать нельзя.

Если кто из приходящих в вашу обитель упомянет и мое грешное имя, что ему сказано простое благословение, по его желанию, отправиться в вашу общину. В принятии же приходящих сами усматривайте для вас и для обители. И к этому прибавлю, что недугующих пустою завистию и не следует принимать. В таких людей нужно всматриваться.

Простите что поздравительное письмо вышло не очень поздравительно и приветливо. Что делать? Духовный закон повелевает избирать более полезное, а приятное дозволяет только с разсмотрением и разсуждением.

Всеблагий Господь да помилует всех нас, и да вразумит и да наставит на душеполезное и спасительное. Есть старинная пословица: уши выше лба не бывают. Поговорка эта пригодна везде, кольми паче в новоустрояющейся обители. Значение этих слов такое: кто должен слушаться, тот не должен забегать вперед с своим мнением и предложением. Приветствую о Господе всех сестер новоустрояющейся обители вашей и поздравляю их с радостным началом, котораго они так сомнительно ожидали. Мир всем и Божие благословение...

415. Поздравляет с праздником Рождества Христова (1880 г.)

Достопочтеннейшие о Господе: отец Строитель и пречестнейшая матушка настоятельница М.

Поздравляю Вас с наступающим великим и всерадостным праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также и с приближающимся Новым годом. - Мир и благоволение Божие в человецех, возвещенные св. ангелами при рождении Изволившаго воплотитися Сына Божия, да осенит вас со всеми о Христе сестрами обители вашей, как во сретении, так и в продолжении наступающих праздничных дней. Меня же грешнаго прошу поминать как в сии торжественные дни, так и во всякое время. Здоровье мое все больше и больше слабеет.

Силы мои стали очень хилы, и дела мои не спорятся. Испрашиваю на вас и на обитель вашу мир и Божие благословение.

416. О выборе сестер общины (1888 г.)

Письмо твое получил. Пишешь, что некоторых сестер, означенных в записке, не находится у вас. Вместо их можно приискать других по усмотрению твоему, способных к делу и благонравных, так как времени еще довольно. Приезд твой с сестрами отложен до весны, потому что господа Ш-ские зиму пробудут в Крыму, да и храм в П-ом еще неосвящен. Весною удобнее будет и ехать. Поэтому не спеша ты и приискивай людей.

Опять напиши мне, кого найдешь, означенных в записке и неозначенных в записке, чтобы было 9 человек с тобою; а если найдутся хорошия и благонадежныя, то можно больше.

Просит меня монахиня ваша м. М-на принять ее к Ш-ским. Ежели она благонадежна, то можно и ее взять.

417. Об отпуске сестер и о времени выезда (1889 г.)

Сестра о Господа и чадо духовное, мать N!

Вместе с письмом твоим одновременно посылаю письмо к вашей игумении, чтобы она отпустила с миром тебя и других сестер, пожелающих с тобою ехать.

Выезжайте в половине мая или после половины мая вскорости.

Мир тебе и другим сестрам и Божие благословение!

418. О неудобствах на новом месте; скуке и неустройстве; о времени церковной службы; о пище (1889 г.)

Сестра о Господе и чадо духовное, мать N!

Письмо твое получил. Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин; так как обитель новая только начинается и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многаго недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае прежде нужно потерпеть и не унывать и с верою на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное.

Тебя смущает то, что у тебя прочия благословляются на дела разныя. Так как ты назначена старшею сестрою, то ничтоже сумняся говори - Бог благословит!- на всякое дело, где нет преступления заповеди Божией, не предвидится душевнаго вреда или внешняго какого-либо ущерба.

В чем недоумеваешь, можешь потолковать и посоветоваться с старшими сестрами, а где требуется и с основателями обители.

Слышу, что у вас утреннее правило начинается в 6 часов, это поздненько, по крайней мере нужно начинать утреннее правило в 5 часов, как делают в Казанской общине, в Шамордине, когда там не бывает обедни.

Еще слышу, что касательно пищи нет у вас настоящаго порядка. Следует в простыя дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу, или - щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи - холодное, щи, лапшу и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае.

Благожелательно о Господе приветствую сестер, живущих в Николо-Тихвинской общине.

Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогр. и. Амвросий.

419. Снова о неудобствах и материальных затруднениях (1889 г.)

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Недавно послал тебе письмо, но, вероятно, ты его еще не получила и опять пишешь о неудобствах, какия ты встретила с С-скими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в житиях святых отцов, особенно русских, что все новыя обители устроились с большими затруднениями; так что нередко все братия бывали по два дня без пищи и после все устроилось и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями.

Б. В. и В. Н. пожелали устроить обитель, а им два года аренды не платят. Вот чрез это и затруднение вышло; у них есть леса, когда устроится продажа, тогда и дела поправятся с Божиею помещию. А пока подождем и потерпим. Есть правильная поговорка: стерпится, слюбится. Советую и тебе с сестрами потерпеть. Жалуешься, что ты с сестрами зависите от других. А., 3. и Е. выдают вам все. При недостатке вещей это для тебя и лучше, ответственность не на тебе.

О бунтующих перекрещенках я писал В.Н., чтобы их выслать, как и лично ей говорил об этом.

Всем С-ским сестрам передай от меня благожелательное приветствие о Господе.

Яндекс.Метрика