Собрание писем к монашествующим

 Слова сии прямо указывают на Таинство Св. Причащения. Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых - с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас.

Умастил еси елеом главу мою.

Под елеем должно разуметь Таинство Миропомазания и Таинство Елеосвящения, а под главою ум наш, который в начале получает духовное утверждение чрез Таинство Миропомазания.

И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Милость Божия окружает и хранит христианина по силе заботящагося об исполнении заповедей Христовых и о покаянии, не только во все дни земной жизни его, но и в самом переходе его в жизнь будущую, для водворения в небесном дому Господнем на веки вечные и нескончаемые. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием во убогом вертепе Рождшагося от Пресвятыя Девы Сына Божия, и в скотиих яслех Возлежавшаго, да избавит нас грешных от скотняго и безсловеснаго жития и нрава. Аминь. 

21. О зависти (1881 г.)

Сестры о Господе и матери!

Христос воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Христова и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и радовании и утешении духовном, если кому не помешает несвойственная немощь. Вы спросите, какая же это немощь. Может быть, подумаете, что под этим подразумевается неисправное проведение поста Св. Четыредесятницы. Но св. Златоуст снисходит нам в этом, говоря: "постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь. Воздержницы и ленивии день почтите". Также. Может быть, подумаете, что это относится к памяти прежних согрешений, которая препятствует радости. Но и об этом он тоже говорит: "никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия". Итак, спросите, какая же это немощь? Та несвойственная немощь, которая побудила Каина убить незлобиваго Авеля, а иудеев побудила распять Христа Спасителя и Избавителя мира. Сами можете понять, что говорю вам о страсти зависти, которая по Писанию, не весть предпочитати полезная. Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутною печалию, потому что завистливый благополучие и успехи ближняго почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидою.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливаго и говорит им: просите у меня каждый из вас, что ему угодно; только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю: "Государь! Прикажи мне выколоть глаз". Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание? Завистливый отвечал? "Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза".

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов повергнуть себя вреду , лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здесь выставили самую сильную степень зависти. Но и она, как и все другия страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою или раба Твоего ( 18, 14). Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцем. А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противнаго о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощию Божиею, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи.

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должнаго. Каин понерадел принести избранную жертву Богу. А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведнаго Авеля. Всего лучше, как сказано выше, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренною молитвою и смиренною исповедию и благоразумным молчанием. Кто с помощию Божиею возможет истребить в себе страсть зависти, тот может надеяться победить и другия страсти, и тогда не только в светлый праздник Воскресения Христова и в другие христианские праздники он может радоваться радостию неизглаголанною, но и в простые дни, когда будет находится в благом расположении духа и в благом устроении. Аминь.

А меня простите за непраздничное поздравление. Хотел я в праздник сказать вам нечто и полезное, а полезное редко сходится с приятным. Кому не понравится это поздравление, пусть оное прочтет на Фоминой неделе, и да заметит, что зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем. Итак, да будем благоразумны и осторожны при первом появлении завистливаго чувства, стараясь отвергать оное, прося всесильной помощи нас ради Распеншагося и в третий день Воскресшаго Христа Господа. Аминь! Аминь!!!

 

22. Объяснение ирмоса: Христос раждается (1881 г.)

Сестры о Господе и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим паки сподобляемся встретить праздник Рождества Христова. Поздравляю всех вас со всерадостным сим христианским Торжеством.

По обычаю своему, желаю предложить на общее разсмотрение рождественский ирмос: Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Все мы поем ирмос сей, но думаю, что не все из простейших хорошо понимают смысл онаго. Для них-то и желаю написать некое объяснение.

Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, милосердый Господь обещал послать Избавителя, Котораго древние называли Мессиею и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиною лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: Христос раждается, славите. А что значит: Христос с небес, срящите? Христами, т.е. помазанниками Божиими, древние называли царей, первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой христос, а Христос с небес, т.е. Бог и человек, как сказано в псалмах: Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 27, 26). Христос на земли, возноситеся, т.е. торжествуйте внутренно и внешно. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Как прославися? Только что родился Христос, и тотчас вся воинства небесная в полунощи, в виду бдящих пастырей, прославляют Его: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. И восточные мудрецы, или волхвы, пришли из далеких стран на поклонение Рождшемуся Христу, и принесли Ему дары - злато, ливан и смирну. Прославился Христос и несказанным смирением: родился в убогом вертепе, и в пеленах положен был в скотиих яслях, будучи Единородный Сын Божий и Бог всех.

Созерцая все это, Св. Церковь воспевает: Странствия Владычня, и безсмертныя трапезы. Во убозем вертепе высокими умы, вернии приидите насладимся, воплотившееся Слово неизреченно уведевше, Его же величаем. Творец видимаго и невидимаго мира на земле явился странником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческаго принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестною смертию, и питает верных безсмертною трапезою в Таинстве Св. Причащения. Все это мы должны созерцать мыслию умов наших, возвышенною от всего земнаго; и тогда только достодолжно можем наслаждаться Таинствами веры и достодолжно сретать Христа и достодолжно прославлять Его. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и всесильною помощию Рождшагося Христа Господа. Аминь.

 

23. Недостаточно знать заповеди, надо и исполнять их (1882 г.)

Сестры о Господе и матери!

Поздравляю вас со всерадостным праздником Воскресения Христова и приветствую радостным христианским приветствием: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

По обычаю своему, ради такого всерадостнаго Торжества желал бы сказать вам нечто в назидание и утешение. Но помысл толкует мне, что теперь все сами много знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают. Знаем и часто слышим повторяемое апостольское слово: "аще с Ним, т.е. со Христом, страждем, то с Ним и прославимся" (Рим., гл. 8, 17). Славы и прославления со Христом все мы желаем, но примеру Христову не все последуем. Христос за наши грехи претерпел заплевания и заушения и всякий вид поругания и уничижения, а мы и за свои грехи ничего подобнаго понести не хощем. Нередко даже поносим и уничижаем тех, которые нам досадили или оскорбили нас, а иногда готовы бы были и плевать на них, если бы это было возможно. Знаем, что гнев правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20), а не перестаем гневаться. Знаем, что осуждение есть тяжкий грех, и погубило фарисея при многих добродетелях, но не перестаем осуждать. Знаем, что зависть предающихся оной уподобляет Каину, но не перестаем завидовать. Знаем, что прощение обид другим ходатайствует и нам прощение пред Богом по Евангельскому слову: "отпущайте, и отпустят вам" (Лук. 6, 37), но не заботимся о таком прощении, а скорее злопамятствуем. Что же нам делать в таком горьком нашем положении? Остается одно, - подражать евангельскому мытарю, котораго искреннее сознание и смиренное мудрование и смиренная молитва оправдали пред Богом.

Впрочем, сестры и матери, прошу простить меня за такое объяснение, которое не совсем благовременно и уместно. Св. Пророк Давид ради такого торжества побуждает всех к одной радости и веселию духовному: "сей день, Его-же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Пс. 117, 24). Так же св. Златоуст увещавает в день сей и неисправных, и грешных оставить сетование о грехах и вполне предаться радости. "Никтоже, говорит он, да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия: никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство. Воздержницы и ленивии день почтите; постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь".

Господи Иисусе Христе, Боже наш, нас ради пострадавый и воскресый! По неизреченному милосердию Твоему не лиши нас и во время всеобщаго воскресения радости Твоей вечной и нескончаемой, идеже присещает свет Лица Твоего, яко Твоя есть держава, честь и поклонение со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым Духом, во веки. Аминь.

 

24. Объяснение рождественскаго ирмоса: Таинство странное (1882 г.)

Сестры о Господе и матери!

Паки и паки сподобляемся милосердием и долготерпением Божиим встретить всерадостный праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю вас с сим всерадостным христианским Торжеством и сердечно желаю всем вам провести оное в мире и утешении духовном.

По обычаю своему, предлагаю вам на разсмотрение рождественский ирмос: Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол Херувимский - Деву: ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем.

Для понимающих и разумевающих смысл этого ирмоса весьма ясен и удобопонятен. А люди простейшие и малокнижные не все могут понимать вполне значение сего ирмоса и требуют объяснения.

Небо, вертеп. Воистину чудо преславное слышать, что вертеп, который обыкновенно бывает жилищем разбойников, сделался небом. Небо, вертеп, потому что в вертепе этом вселился Бог, а где Бог, там и небо. И христианския души, пока добровольно предаются страстям - славолюбию, сребролюбию, гневу, зависти, ненависти, памятозлобию, мщению и подобному сему, бывают вертепом мысленных разбойников - бесов. А когда принесут смиренное и искреннее покаяние и будут проводить жизнь благочестивую, согласно заповедям Божиим, понуждая себя к смирению, кротости и любви, тогда бывают как бы другое небо; потому что вселяется в них благодать Божия или и Сам Бог благодатию Своею, по сказанному: вселюся в них и похожду и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16).

Престол Херувимский, Дева. Потому что носимый херувимами и певаемый от серафим теперь носится на руках Девы, от Нея рожденный Богочеловек. За что такой чести сподобилась Дева сия? Во-первых, за совершенное целомудрие и чистейшее девство. Многия девы имеют и хранят только телесное девство, в душе же не девы. А Дева Богородица была девою по телу и душе в чистейшем совершенстве, и потому называется Пречистою и Пресвятою Девою. Во-вторых, за глубочайшее Свое смирение. Пресвятая Дева, когда прочитала в книге пророка Исаии: Се Дева во чреве приимет и родит Сына. И нарекут имя Ему Еммануил (гл. 7, ст. 14), то возъимела сильнейшее желание быть рабою сей Девы. Чтобы сподобиться хоть послужить Ей, и за такое глубокое смирение сподобилась быть Сама Богоматерью. Но и тогда не превознеслась мыслию, когда услышала о сем благовествование Ангела, а смиренно отвечала: Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему. Напротив, люди гордые, всеми мерами гоняясь за славою и честию, не сподобляются получить оных. Потому что гордым Бог противится и только смиренным дает благодать Свою (Иак. 4, 6).

Ясли, вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог. Опять странное и предивное чудо слышать, что невместимый небесами Бог возлежит и вмещается в скотских яслях. Сказано, что это Таинство. Христианския души, пока добровольно предаются сластолюбию и другим телесным страстям, бывают подобны скотским яслям, заботятся только о кормиле и питании и ином телесном угождении; а когда обратятся к Богу с искренним покаянием и будут заботиться о воздержании и проводить жизнь благочестивую, тогда уподобляются небесному вместилищу, в котором обитает невместимый небесами Христос Бог .

Его же воспевающе величаем. Принося славословие Рождшемуся от Девы в песнех церковных и пениих духовных. Мы и вне церкви должны непрестанно хвалить Его, и прославлять. И воздавать Ему благодарение за неизреченное милосердие к нам грешным, искупленным честною Его Кровию, и получившим чрез сие обетование жизни вечной, блаженной, и нескончаемой. Аминь.

Яндекс.Метрика