Гордые мысли - это от дьявола (проповедь).

 Дьявол внушает человеку гордые мысли. Если человек будет даже много молиться, делать какие-то добрые дела – но все это делать с гордостью и тщеславием, то эти добрые дела оскверняются, а это есть грех.

Это как человек, например, ремонтирует машину, он делает доброе дело, но весь становится грязным, что ему нужно сделать? Помыться водой, руки, лицо помыть, одежду постирать. Так и нам все наши добрые дела надо омывать слезами покаяния. Потому что Св. Писание говорит: "Нет человека на земле который делал бы добро и не грешил бы" (Екклес. 7;20)

Дьявол может даже заставлять человека много молиться, чтобы тот гордился этим. И человек начинает думать: «Какой я хороший, я вот молюсь, посты держу, делаю добрые дела, а другие люди плохие, потому что этот вот то сделал плохо, а этот то-то и то-то делает плохо, а я хороший, что мне каяться».  

Дьявол ненавидит смирение. Он все может терпеть – и молитву, и пост (если это все делать с гордостью), но смирение не может. Святое Писание нам говорит: «… Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…».

Вот святые отцы все время плакали, сокрушались, считали себя хуже других. Благодать Божия их просвещала, и они в Свете этой Благодати видели свои грехи.

Прп. Исаак Сирин говорит: «Всю жизнь свою признавай себя грешником, чтобы во всей жизни своей быть тебе оправданным».

«Сознавай свою греховность в гордости и нетерпении и смирись под крепкую руку Божию, никого не обвиняя, кроме себя, тогда и увидишь помощь Божию: как Бог тебя успокоит и расположит к тебе сердца противящихся тебя» (Прп. Макарий Оптинский).

«Многие почитают себя праведниками по сравнению с явными злодеями, но пусть сравнят себя со святыми Божиими человеками и тогда непременно увидят, что они суть бедные грешники» (Прп. Макарий Великий).

Человек в Свете Благодати видит, какие помыслы пришли к нему от лукавого, а какие от Ангела Хранителя. Дьявол орудует через помыслы. Благодать Божия дается только смиренным. У Святых Отцов не было таких грехов, как у нас, но они себя считали достойными адских мук.

«У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, более того – даже добрые дела, и те пронизаны ядом греха

Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе больше и больше грехов, пока, наконец, духовным зрением увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что недостоин он призывать Имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: «Боже, милостив буди мне грешному» (Игумен Никон Воробьев).

Праведники не считали себя достойными Рая. Серафим Саровский три года каждый день молился на камне; «Боже, милостив буди мне грешному», а мы только три-четыре раза скажем так, и всё, и считаем себя праведниками.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «…Если же назовешь себя негодным, то становишься полезным, хотя бы был и негодным».

«Считай себя худшим всех (это сделает тебя первым во Царствии)…» (Прп. Симеон Новый Богослов).

Почаще старайся видеть и считать себя худшею всех, и не дерзать кого зазреть, презреть и осудить, помнивши, что мы еще хуже их. Хотя бы кто и принес на среду некое о ком слово к осуждению, загради уста свои и рцы: «Мне ли судить их, когда сама в язвах лютых низлежу?» И тех воспользуешь, и сама не повредишься… Смирение успокаивает, а от гордости смущение и всякое неустройство происходит» (Прп. Макарий Оптинский).

Благодать Божия отходит даже не за то, что мы что-то скажем, осудим, прогневаемся, но за грешные помыслы. Силуан Афонский говорит: что если ты видишь брата грешащего и не пожалеешь его, не воздохнешь о нем, то Благодать Божия сразу отходит от тебя, это ведь означает, что в нас нет любви к ближнему. Если мы увидим человека, который грешит, а мы сейчас это часто видим, то нужно помолиться за него: «Господи, пожалей его, прости его». А у нас даже бывает такое: сделаем доброе дело человеку и думаем, а зачем я ему доброе дело сделал?»

Дьявол старается обращать внимание человека на других, но только не на себя. Первый признак гордости – это когда человек обращает внимание только на других: «Этот не так сделал, этот не то сделал, а я молюсь, держу посты, делаю добрые дела, а я хороший, что мне каяться, у меня нет грехов». И Господь уходит из сердца человека. Он говорит: «Зачем тебе Я, если ты такой хороший? Сам спасешься».

Нужно за все Бога благодарить. Если настигла скорбь, болезнь, искушение, то нужно говорить: «Слава Тебе, Господи». Искушения Бог дает для того, чтобы мы увидели свои грехи и покаялись, таким образом, Бог помогает спастись. Он говорит; «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю». Значит, Бог нас любит, потому и дает нам скорби, и мы должны Бога за них благодарить.

Грехи – это болезни. Нужно видеть свои болезни, но мы не видим. Вот был такой случай: человек жил в достатке, все хорошо, но вдруг на работе упал и умер. А врачи потом обнаружили, что он, оказывается, давно болел. Так и всякий человек духовно болеет, но не знает свои болезни, не видит их, а потом умирает и попадает в ад.

Наша жизнь, по сравнению с вечностью, - одна секунда. Представьте, миллиарды лет Вечного Блаженства против 100 лет на земле. Бывает, что человек живет на земле и далек от Церкви, но Бог его питает, одевает, продолжает посылать ему необходимое, и человек, кажется, живет благополучно, но эта жизнь быстро проходит, и он идет в ад.

Гордость, которую не видит человек – непростительный грех. Человек прельщается тем, что он хороший. Бывают люди незлобивые по своей природе, не могут гневаться, и они начинают прельщаться, что в них нет гордости. Но это не так, в каждом человеке есть гордость, которую надо искоренять.

Надо каяться, сокрушаться о своих грехах, молиться Богу о том, чтобы дал нам зрение своих грехов и слезы покаяния. А мы молимся, делаем добрые дела, но в душе остаемся верующими безбожниками, потому что в нас Бога нет, нет Его в нашем сердце. Надо молиться, чтобы Господь просветил нашу тьму кромешную, научил каяться и плакать о своих грехах, тогда мы сподобимся вечно славить в Троице Прославляемого Бога Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Проповедь Игумена Силуана (Филиппова)

 

Яндекс.Метрика