Почему мы не любим других? (проповедь)

Надо думать о себе, что я хуже всех. Человек не имеет Духа Святаго, и он живет и думает, что так и надо.

Почему мы не любим других? Человек может прожить рядом с другим человеком и 50, и 60 лет, но так и не научиться его любить. Стоит только ближнему что-то плохое нам сказать, то мы сразу начинаем злиться на него и думать о нем плохо. Это происходит потому, что мы не боремся с нашими внутренними врагами, а они нам указывают, что этот то-то сделал или сказал не так, а другой – то-то, а на свои грехи человек не обращает внимания и не замечает их, и потому он не может любить ближних. Пойдет этот человек в одно место, там ему кажутся люди плохими, в другое место пойдет – и там плохие люди, и так человек не будет находить себе места, и ему будет плохо. А враг-то внутри сидит, в сердце, от него не убежишь.

Нужно очищать свое сердце и бороться с врагами, живущими в нем. Когда мы крестимся, то становимся воинами Христовыми. За прошедшую жизнь, сколько мы грешили, столько и должны каяться в своих грехах и плакать о них, как Мария Египетская.

Враг изгоняется молитвою и постом. Но когда же молитва вменяется во грех?:

  1. Когда мы молимся, а тех, кто нас обидел, не прощаем. В таком случае мы не имеем права говорить молитву «Отче наш»: «…И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Потому что получается, что человек Богу лжет, говорит, что прощает других, а сам не прощает. В этом случае, чтобы молитва не вменялась во грех, нужно помолиться Богу о врагах, о тех, кто нас обидел, попросить, чтобы Бог помог нам простить их.
  2. Когда мы от молитвы отходим не как осужденные, а как фарисеи (праведники).
  3. А также когда мы без внимания молимся.

Разбойник на кресте понял, что он хуже всех людей, осознал это и попросил Господа только помянуть его во Царствии Своем, а Господь его уже простил и первым ввел в Рай. Нужно только осознать свои грехи и каяться в них. А мы? По бумажке прочитаем грехи (на исповеди) и идем продолжать грешить дальше.

Враг сидит у нас в сердце и нашептывает нам, что все люди плохие, один ты хороший. Враг боится смирения. Он может терпеть и молитву, и пост, и добрые дела, если это все без смирения. И он нашептывает человеку, что молитва может подождать, успеешь, потом будешь молиться… Ага, в аду!!!

Богу лентяи не нужны, Он не может нас записать в Книгу Жизни, если мы не хотим смиряться. Истинное смирение никогда не думает о себе, что оно смиренное, а ложное – считает себя праведным.

Чем больше человек исповедуется, тем больше начинает видеть свои грехи, т. к. он очищается, и Бог посылает ему Свою Благодать. А если редко человек исповедуется, то плохо замечает в себе грехи: «Я молюсь, пощусь, мне не в чем каяться» - так он говорит. Это тупик. Человек живет без Господа и думает, что ничего страшного, все нормально, я лучше повкуснее поем.

Не надо смотреть на других, кто там какие дома отстроил, как живут богато – это же все временно! Главная же цель жизни христианина – стяжание Благодати Божией! Пр. Силуан говорит: «…если ты раздражительный, или, как говорят, нервный, то это сущая беда»! А человек считает это нормой, как будто ничего страшного в этом нет. Как человек, когда очень сильно болеет, лежит без сознания, ничего не чувствует и не видит, так и наш дух лежит без сознания, во тьме, и поэтому не видит своих грехов.

Если и делаем какие-либо добрые дела, то они оскверняются гордостью и тщеславием. Нет такого доброго дела, которое человек делал бы без гордости. Как сказано у Екклесиаста (7; 20): "Нет человека на земле, который делал бы добро и не грешил". Святые это понимали и поэтому каялись и не превозносились. Они воскрешали мертвых, и им даже в голову не приходило, что они сделали что-то особенное.

 Господь – наш Спаситель! А если человек считает себя нормальным, тогда зачем его спасать? А Господь сказал, что Он пришел взыскать и спасти погибающих. Поэтому всегда и во всем будем призывать имя Господа, чтобы Он нас научил каяться и плакать о своих грехах, чтобы нас научил прощать и любить!

Проповедь игумена Силуана (Филиппова)

Яндекс.Метрика