Как отблагодарить Иисуса Христа за наше спасение?

Когда же пришло время Христу страдать и умереть, Он, сев на ослицу, в Иерусалим поехал (Лк 19:35). Люди, услышав о пришествии Его, вышли навстречу Ему из города. Из них иные постилали ветви по пути, по которому Он ехал, иные полагали одежды свои, а иные держали ветви финиковых деревьев и восклицали: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф 21:9)! И когда вошел Сын Божий с такой славой в город Иерусалим, книжники, фарисеи и архиереи иудейские, которые, как сказано, завидовали и злобились на Него, тогда на еще большую зависть и злобу подвиглись. Поэтому как прежде, так особенно тогда искали, как бы Его погубить, но ради простого народа не могли этого явно учинить, поскольку все к Нему стремились, Его почитали, прославляли, слушая Его спасительное учение.

Тогда один из двенадцати учеников, Иуда, именем Искариотский, сатаной подстрекаемый, за тридцать серебренников тайно предал Его им, и, взяв с собой несколько слуг архиерейских, в ночь с четверга на пятницу со свечами пришел в сад к Сыну Божию, когда Он молился, и Христос Сам Себя им в руки отдал (Мф 26:50; Мк 14:46), потому что пришло Ему время умереть, от Отца Небесного определенное.

Слуги архиерейские взяли Христа и, связав, повели во двор архиерейский, где собрались книжники и фарисеи. Апостолы тогда все разбежались. Святой апостол Петр издалека шел за Ним, а как во двор тот пришел, узнали его слуги архиерейские, что он со Христом был. Тогда Петр трижды от Христа отрекся, а потом, выйдя из двора, сильно плакал оттого, что отвергся Христа, и ради этих слез и опять в лик апостольский принят был Христом, Сыном Божиим. Иисуса же, Спасителя нашего, по-разному в ту ночь мучили во дворе архиерейском, и всякие бесчестия, насмешки и хулы показывали (Ин 18:12,22, 30; 19:2-6,16). А как настал день, то есть пятница, у Пилата, бывшего тогда в Иерусалиме правителем, испросили с великим упорством на Кресте распять (Мф 27:26; Мк 15:15; Лк 23:25).

И так по принятии многих бесчестий, насмеяний, хулений, ран, Он на Кресте нагим между двумя разбойниками был повешен (Ин 19:18). В шестом часу дня, и от этого шестого часа до девятого была тьма по всей земле. В девятом же часу, вися на Кресте, Сын Божий, умер. И тогда завеса церковная разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, земля потряслась, камни распались, и гробы отверзлися, и многих усопших святых тела восстали (Мф 27:50–52; Мк 15:37–38), и страх великий на всех напал. Поэтому к вечеру снят с Креста Умерший, и погребен в новом гробу. В третий день из мертвых воскрес силой Своего Божества, и неоднократно являлся Своим ученикам, поучая их о царствии Божием (Мф 28:16-20; Лк 24:13, 34-36, 44; Мк 14:12, 14; Ин 20:19-25; Деян 1:3).

А перед тем, как вознестись на небо, послал их на проповедь во всю вселенную, но прежде приказал им ждать в Иерусалиме сошествия Святого Духа, а до этого никуда не отлучаться из Иерусалима. И так их наставив, пред ними вознесся на небо от горы Елионской со славой. И сел одесную Бога Отца (Лк 24:49-51; Мк 16:19; Деян 1:4, 9). В день же пятидесятый после Воскресения Его снизошел Дух Святой в виде огненных языков на всех апостолов, тогда в одном доме собравшихся (Деян 2:1–4). Укрепившись Им, они по всему миру разошлись, и идолопоклонство, прелесть бесовскую упразднили, пришествие Сьша Божия в мир, страдание, смерть и Воскресение проповедали и так научили всех, как их самих научил Христос, и Дух Святой, в них живущий, тогда наставлял. Это учение святая Церковь и доныне содержит, и этим наставлением спасается.

Вот видишь, возлюбленный, Кто есть Избавитель наш, и каким образом избавил Он нас. Он – Господь наш, Сын Божий Еединородный, от Отца рожденный прежде всех век, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, Имже вся быша. А как Он избавил нас, слышал ты. Он нас ради и нашего ради спасения с небес сошел, и воплотился от Девы Марии, был распят при Понтийском Пилате, и страдал, и был погребен, и в третий день из мертвых воскрес.

Так Он за нас пострадал и умер, и тем страданием и смертью умилостивил Отца Небесного и нас примирил. Так ту казнь, которой мы повинны были, Он на Себя взял, и так за нас вступился, так нам заслужил отпущение грехов, и через грех последующей вечной казни избавил, а вместо рая, из которого изгнаны мы были, небо нам отверз, царство небесное нам даровал. Его заслугой и Его благодатью, Его Кровью, ради нас пролитой, надеемся у Отца Небесного милость получить; Его пресладким именем надеемся спастись. Он есть Мессия, Богом обещанный, пророками проповеданный, Которого ожидал весь мир. Он есть Христос, от Которого мы называемся христианами. Это есть наше благородство, которое все чести, титулы и высокие ранги мира сего превосходит. Этим именем хвалимся, ибо без сего имени всякое благородство есть низость, богатство – нищета, честь – бесчестие, слава – ничто. С этим именем и нищий богат, бесславный славен, не имеющий чести имеет ее, низкий высок, несчастный счастлив.

Что же нам такому Милостивому Избавителю, такому чудному Любителю нашему воздать? Послушай, я тебе скажу. Он от нас не требует великого. Он нас так чудно возлюбил, и от нас единой требует любви. Итак, за любовь Его к нам любовью воздадим, за благодеяние благодарность покажем таким образом. Если бы ты – всякому здесь говорю – за какое преступление попал в такую беду, что по законам и по определению монаршему следовала тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который тебя от великой беды избавил, и употребляя ходатайство свое, и сам всякие страдания и бесчестия за тебя принимая, и таким образом возвратил бы тебе монаршую милость и первое достоинство, – что бы ты такому благодетелю делал? Непременно бы возлюбил его так, что и имени его никогда бы не выпустил из памяти, всегда бы ты о нем с радостными и благодарными слезами всякому хвалился и прославлял имя его до смерти, да притом и все, что бы он тебе ни приказал делать, с охотой и любовью старался исполнить, и всячески старался бы ему угождать.

Делай же это и Христу, Сыну Божию, Великому твоему Благодетелю. Возлюби Его всем сердцем твоим. Не выпускай никогда благодеяний Его из памяти, вспоминай всегда имя Его пресвятое с благодарными слезами, хвались неизреченным Его милосердием и любовью, прославляй имя Его сладчайшее перед всеми. Ради Его имени люби врагов своих, делай добро ненавидящим тебя, благословляй проклинающих тебя. Ради Его имени просящему у тебя дай, ради Его имени алчущего напитай, жаждущего напой, нагого одень, странствующего введи в дом, болящему послужи, в темнице сидящего посети, печального утешь, страждущему сострадай. Ради Его имени всякие беды с охотой и благодарным сердцем претерпи, да притом берегись Его прогневать, но во всем старайся Ему угождать.

Угождать будешь, когда заповеди Его с любовью будешь исполнять, отсюда и любовь твоя к Нему покажется. Так Он Сам говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21). Заповеди же Его не тяжки. Ибо что легче, чем друг друга любить? Этого Он от нас требует: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин 15:12). Итак, будешь любить Его и угождать Ему, когда брата своего, то есть всякого человека так, как себя, любить будешь, а иначе неблагодарным к Нему явишься, поскольку Он тебя, как ты уже слышал, к смерти вечной судом Божиим приговоренного, избавил.

А как? Не серебром, ни золотом, не через ходатая какого. Но как? Сам для тебя с неба сошел и воплотился от Пресвятой Девы Марии. Сам для тебя как Человек на земле между людьми жил, все немощи твои на Себя принял, словом сказать, во всем тебе уподобился, кроме греха. Не отрекся за тебя укоризны, хулы, бесчестия, оплевания, заушения, раны, страшные страдания, распятие, такую бесчестную смерть претерпеть, и тем тебя от казни вечной освободил; и так чудесно избавив тебя от той беды горькой, отворил тебе царствие небесное; сверх того всего и другими благодеяниями тебя обогащать не перестает.

Он тебя питает, одевает, солнцу над тобой повелевает сияет, дождь подает, Ангела Своего тебе приставил, души и тела твоего Хранителя, согрешающим тебя видит и терпит, ожидая твоего покаяния, от всяких вредных и смертоносных напастей невидимо сохраняет тебя. Хотя и посылает тебе иногда немощь или иную какую беду, но это только ради того делает, чтобы ты через это очувствовался, и пришел в покаяние, и спасение вечное смог получить. Вот какой Он, твой Благодетель, возлюбивший тебя!

Итак, старайся любовью за любовь Ему воздавать, угождай Ему во всем ради этой только одной Его к тебе безмерной любви. Ибо Он тебя даром, без всякой от тебя пользы, возлюбил. Старайся же и Ему угождать ради одной только к Нему любви. Ибо хотя бы Он тебе такой любви и не показал (но выше изъяснено, как велика Его к тебе любовь), однако обязан ты Ему, как раб Господу своему, угождать, и исполнять Его волю. Ведь рабы господ своих, подданные монархов своих и без всяких наград приказы исполняют, а когда не исполняют, то принимают наказание, как рабы непослушливые.

Мы же Владыке своему Христу, Сыну Божию, дважды обязаны, как Господу своему и Царю, и как Благодетелю. Как Господу рабское повиновение и послушание, как Благодетелю любовь и благодарность должны оказывать. А если этого не сделаем, то явимся Ему как Господу рабами непотребными и непокорными, а как Благодетелю – неблагодарными. И так за непослушание и неблагодарность снова той казни, от которой Он нас чудесно избавил, даже большей будем повинны, как презревшие такую благодать.

Итак, испытай и рассмотри всякий сам себя: оказываешь ли Ему послушание как Господу, благодарность и любовь как Благодетелю; и если этого не исполняешь, очувствуйся, обратись, прибегни к Нему с умиленными слезами и кайся Ему. Жалей о непослушании и неблагодарности и проси у Него прощения. Он, как Милостивый, Долготрепеливый и Человеколюбивый, примет тебя снова и, как оный отец блудного сына, обнимет и не помянет твоих грехов. А впредь, памятуя Его благодеяния, берегись Его раздражать, чтобы Он тебя совсем не отринул от Себя. Аминь.

Святитель Тихон Задонский

«Житие, слова, наставления пастве,

родителям и детям, священникам

«Плоть и Дух» Том 1

Яндекс.Метрика