Почему ты не в Церкви?

Глава 6. О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДОВ

6.1. О существе церковных обрядов

В Православной Церкви есть много священнодействий, которые формою своего совершения имеют сходство с Таинствами и называются обрядами. Но существо обрядов состоит не во внешних видимых действиях, а во внутреннем молитвенном возношении к Богу.

Таинства установлены Основателем Церкви — Господом Иисусом Христом. Этого нельзя сказать об обрядах. Многие из обрядов не были установлены Христом или даже апостолами и вошли в употребление в послеапостольское время. Поэтому обряды могут совершаться и совершаются и над неодушевленными предметами.

Обряды совершаются не с целью низведения на верующих благодати, а с целью призвать на человека, а часто даже и на внешнюю жизнь и деятельность его, вообще милость Божию, благословение Божие.

(Архим. Георгий Тертышников)

В оправдание своего отступления от церковной жизни некоторые говорят о наших церковных порядках: «У вас все только обряды и обряды, и больше ничего; исполнил обряд — и спокоен».

В самом деле, что значит слово обряд? Возьмем богослужебную часть, потому что в ней наиболее выражается церковная жизнь. Что есть каждое священнослужение? Ряд молитв, которые читаются, поются и мысленно возносятся к Богу. В этом существо священнослужения. И всякое такое служение требует своего времени, места и порядка, своей обстановки. Все это есть обряд.Но существо дела не в этом внешнем, а в ряде молитвословий, совершаемых при этом.

Возьмем простое дело — писание письма. Тут нужно и перо, и чернила, и бумага; нужно и приспособиться к писанию. Но все это — внешняя обстановка, без нее не напишешь письма; но когда она есть, нельзя сказать, что письмо напишется. Письмо образуется в уме и сердце. Когда это выразится на бумаге, тогда и явится письмо.

Таково и всякое священнослужение и молитвословие. Духовная потребность и желание вознестись к Богу с прошением или благодарением вызывает известное молитвенное действованиетелом, которое, будучи совершено, являет дело молитвы, в которой внутреннее и духовное сочетается с внешним и телесным. Смотря на пишущего письмо, не думаешь же, ты, что во внешнем положении пишущего и в порядке его действий заключается все дело письмописания? Не думай и не говори того же и о молитве и служении Богу.

Мы свою веру и свое служение Богу считаем нужным выражать внешним установленным порядком. Но при этом силу полагаем не во внешнем, а во внутреннем, т. е. веруем не в силу внешнего чина, а в силу внутреннего обращения к Богу.

(Свт. Феофан Затворник)

И в других сторонах церковной жизни, таких, как пост и милостыня, существо составляет дух, с каким они совершаются, а не видимость, в какой являются. И в посте есть своя, Церковью утвержденная внешняя сторона, которая наиболее зрима во время говения. И милостыню, по заведенным в Церкви порядкам, тоже творят разнообразно: обеды для нищих устраивают, по тюрьмам ездят, больных посещают и по силе своей подают бедным. Все это — церковные порядки обрядового свойства. Но и здесь существо дела не во внешних порядках, а во внутреннем духовном настроении. В лощении и вообще в подвигах существо дела не в одном отказе себе в пище, сне и прочем, а в духе покаянного сокрушения и смирения и в отрешении от всякого самоугодия. Так же в творении милостыни и вообще в доброделании существо не во внешнем образе, а более во внутреннем расположении, т. е.в милостиво — возгреваемой воззрением на всемилостивого Господа, Его святую заповедь и славу имени Его.

(Свт. Феофан Затворник)

6.2. Для чего нужны церковные обряды

Вообрази большую, широкую и глубокую реку. Через нее построены мосты и устроены разные другие переправы, лодки, пароходы. Из тех, кому нужно переправиться на другую сторону, кто идет через мост, кто садится в лодку или пароход, и переправляются.

Но вот явились мудрецы, которые, возмечтав, что им для переправы не нужны ни мосты, ни лодки, что дух некий схватит их и перенесет, сели на берегу в сказанной уверенности и сидят, не двигаясь, лишь с усмешкою посматривая на других, переправляющихся, как заведено, и обзывая их суетными. Попадут ли они когда-либо на другой берег? Конечно, нет. Так и просидят весь свой век.

Точь-в-точь в таком находятся положении те, которые чуждаются Святой Церкви и всех ее спасительных учреждений, Самим Господом установленных во спасение наше. Не видать им того берега, не ступить на землю спасенных.

Без внешних чинов нам, временно пространственным, быть нельзя. И у Ангелов есть свои чины. И в будущем веке будут свои. И на все свое время, место и порядок. Только в духе служение Богу может и должно быть непрерывно, не ограничиваясь ни временем, ни местом, ни положением.

Дух наш питается и живет, проходя многие чины церковной жизни и извлекая из них сокрытые в них духовные стихии.

(Свт. Феофан Затворник)

Как кровоточивая, коснувшись края ризы Господа, привлекла Его целительную силу, так всякий, делающий что-либо церковное или участвующий в том, принимает приток духовных стихий для оживления своего духа.

(Архим. Георгий Тертышников)

Следует понимать, что Церковь преисполнена Небесных сил. Кто придет в соприкосновение с нею, тот причастится ее сил. Вводят же в это соприкосновение разнообразные церковные молитвословия или молитвенные чины. Через какой чин ни прикоснись к Церкви, ты коснешься всей ее силы. А вот вне Церкви — что ни делай, ничего выходить не будет.

(Свт. Феофан Затворник)

6.3. О хождении в храм и благоговейном поведении в храме

И в отношениях житейских, если известное лицо, в определенные времена, без достаточных причин не посещает известный дом, принимается за знак того, что это лицо не дорожит этим домом и прерывает с ним отношения. Не то же ли самое бывает, когда христианин в праздничные дни, которые назначаются Церковью для посещения храмов и участия в общественной молитве, или редко посещает, или вовсе не посещает храм Божий и не хочет участвовать в общественном богослужении? Не явный ли это со стороны его знак холодности к завету с Богом или его нарушения?

Можешь пить воду в своем доме; но надобно, чтобы по временам ты приходил почерпать ее из источника или реки. Подобно сему, можешь и в твоем доме, и в уединенной храмине сердца твоего вкушать от воды благодати в молитве; но надобно, чтобы по временам приходил ты почерпать воду благодати во храме Божием, где она особенно жива и живоносна, как в источнике, и обильна, как в реке.

(Свт. Филарет, митрополит Московский)

Храм Божий есть высшее в мире христианское училище, потому что здесь преподается наука из наук — наука спасения; здесь предлагается для всех христиан на все времена и во всей полноте и совершенстве закон Божий.

Все наше богослужение составлено так, что внимательному христианину приводит на память и догматы, и правила жизни.

Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: неопустительно посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопениям может вполне научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры.

(Архим. Георгий Тертышников)

6.4. Христианский храм в деле спасения человека

Мир — чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома — храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. Здесь будете сретать вы всякий раз объятья Отца. Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша — Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями.

(Свт. Феофан Затворник)

Где же теперь те, которые теснили нас в праздники? Я слышу, как многие ссылаются на жар и говорят: "Теперь сильная духота, несносный жар, мы не можем переносить затруднений и тесноты в толпе, обливаясь потом и изнемогая от жара и тесноты". Мне стыдно за таких людей, поверьте; это — отговорки женщин, или, лучше, отговорки, недостаточные для оправдания и их, у которых тела нежнее и природа слабее. Не безрассудно ли такое оправдание, тогда как святые, находясь в печи, в огне, во рве, посреди зверей, в тине, в темнице, в колодке, в ранах, под стражею и среди невыносимых бедствий, никогда не ссылаясь ни на что подобное, но с великой готовностью и пламенным усердием постоянно пребывали в молитвах и священных песнопениях.

Мы, не потерпев ни малого, ни великого из исчисленных бедствий, по причине жара, малой теплоты и пота пренебрегаем собственным спасением и, оставив здешние собрания, блуждаем вне, растлеваясь в собраниях, не имеющих ничего здравого. Такова роса божественных изречений, и ты ссылаешься на жар? Вода, — говорит Христос, — юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущая в живот вечный (Ин. 4, 14). И еще: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки из чрева его истекут воды живы (Ин. 7, 38). Ты, имея источники и реки духовные, скажи мне, боишься жара чувственного? А на торжище, где такой шум, теснота и великий зной, скажи мне, почему ты не жалуешься на духоту и жар? Эти отговорки происходят от беспечности, от души нерадивой и лишенной пламени Духа.

Неужели ты не стыдишься иудеев, которые с такой точностью соблюдают субботу и с самого вечера прекращают всякие работы? Как только они увидят в пятницу, что солнце склоняется к западу, то прекращают договоры и оканчивают торговлю; и если кто, купив что-нибудь у них перед вечером, придет вечером и принесет плату, то они не позволяют себе принять ее и получить серебро.

Но что я говорю о плате за проданное и о договорах? Если бы предстояло получить сокровище, то они скорее решились бы лишиться прибыли, нежели нарушить закон. Так иудеи соблюдают закон, и притом безвременно, и с такой точностью держатся они установления, которое не приносит им никакой пользы, но еще вредит; а ты, который выше тени, удостоился видеть Солнце Правды, стремишься к небесной жизни, принял истину, не оказываешь усердия даже одинакового с теми, которые безвременно прилежат к недоброму делу, но, будучи призываем сюда на малую часть дня, не хочешь употребить и этого времени на слушание Божественных изречений?

Какое же, скажи мне, можешь ты получить прощение? Какое можешь сказать основательное и справедливое оправдание? Невозможно, невозможно столь беспечному и нерадивому получить когда-нибудь прошение, хотя бы он тысячекратно ссылался на нужды житейских дел. Разве ты не знаешь, что если ты, придя помолиться Богу, примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее? Ты имеешь житейские заботы. Для них и приходи сюда, чтобы, приобретя благоволение Божие пребыванием здесь, ты вышел с безопасностью, чтобы тебе иметь Бога помощником, чтобы тебе сделаться непобедимым для бесов при помощи вышней Десницы. Если ты воспользуешься молитвами отцов, примешь участие в общей молитве, выслушаешь Божественные изречения, приобретешь помощь Божию и таким образом выйдешь отсюда огражденным этим оружием, то и сам диавол не посмеет взглянуть на тебя, не только что злые люди, которые стараются злословить и клеветать.

Если же ты выйдешь из дома на торжище без этого оружия, то легко будешь уловляем всеми врагами. Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок. От этого и правильный ход дел извратился и все у нас исполнилось великого смятения.

(Свт. Иоанн Златоуст)

Если, пришедши в дом царя, ты был бы в опасении и заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразного с достоинством места, то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя Небесного! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома, то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит.

(Филарет, митрополит Московский)

Иной, стоя в храме, вместо спасительного собеседования с Богом празднословит с человеком.

Представь, что кто-нибудь, предстоя царю и беседуя с ним, по зову подобного ему раба, оставляет царя и начинает беседовать с рабом: таков и тот, кто разговаривает и предается рассеянию во время богослужения.

(Св. Ефрем Сирин)

Кто проводит время бдения в пустословиях, тот лучше бы сделал, если бы провел его во сне. (Авва Исайя) Можно и в храм внести свой дом, то есть мысли о житейских заботах; можно и в дом внести храм, то есть воспоминание о священных песнопениях и назидательном чтении.

(Иаков, архиеп. Нижегородский)

Яндекс.Метрика