Светлая Седмица

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, которая именуется Светлой Пасхальной Седмицей. Дни Светлой Седмицы имеют особые названия: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день – Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата (центральные врата алтаря) остаются в продолжение Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Они не закрываются во всю Светлую седмицу вплоть до девятого часа субботы.

В субботу днем перед закрытием Царских врат напротив алтаря ставится большой подсвечник, на котором верующие зажигают с молитвой свечи.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи, верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!".

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери "Живоносный источник" (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства – крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб (артос).

Молитву на освящение артоса священник произносит на богослужении, в самый день Святой Пасхи. И в течение всей Светлой Седмицы артос выносят на крестный ход.

В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. И затем кусочки священного хлеба раздаются верующим. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Яндекс.Метрика