1000-летие преставления ко Господу святого равноапостольного великого князя Владимира

Через призму главного события эпохи — крещения Руси — оценивается и роль святого князя Владимира.

Соединив воедино разрозненные славянские племена с различными культами и обычаями единым стержнем православной веры, святой князь Владимир получил величественное здание российской государственности. Ведь именно религиозные ценности являются первоосновой, как самоидентификации отдельной личности, так и основанием для интеграции людей в общество. В фундаменте каждого народа лежит единство личных идентификаций составляющих его людей — их культурные ценности, духовные святыни, нормы, смыслы и идеалы бытия на протяжении всей истории. Религиозные ценности образуют важнейший исходный пункт цивилизационной идентичности всякого народа. Именно они составляют сердцевину генетического кода любой цивилизации.

Князь Владимир, конечно, хорошо осознавал духовную пустоту языческих культов. Кроме того, как политик он прекрасно понимал, что реализовать главную идею его жизни — объединить славянские племена на территориях, которые стали ему подконтрольны, — невозможно без общей мировоззренческой основы. Но языческий культ не мог служить такой основой, как было прекрасно известно князю Владимиру.

А в то время, да и гораздо позже, именно религия была мировоззренческой основой жизни людей. Избирая религиозный фактор в качестве основополагающего для объединения славянских племен, князь Владимир делал то, что должен был сделать, потому что в этом смысле иного выбора у него и не было.

Однако оставался, конечно, выбор в отношении того, какую веру избрать. Кстати, если говорить о христианстве, следует отметить, что в то время еще не произошло окончательное разделение между Востоком и Западом. Но причина, по которой князь Владимир обратился в Византию, а не Рим, тоже очевидна. Византия была центром культурного мира, в то время как Рим прошел через страшный период упадка, связанного с вторжениями варварских племен. Правда, в VIII веке император Карл Великий попытался объединить разрозненные феодальные государства Западной Европы, но это были лишь первые шаги. Рим, находившийся в разрухе, и сравнить было нельзя с Византией, достигавшей тогда пика своего не только экономического и военного, но и культурного, духовного могущества. Первое тысячелетие — это век святых отцов, философов, богословов, которые обогатили христианскую мысль своими замечательными творениями. И сейчас, читая их тексты, мы сознаем, насколько они актуальны, насколько глубоки, насколько поразительны. Святоотеческий вклад в мировую культуру невозможно переоценить. С этим столкнулся князь Владимир, выбирая, куда идти, у кого просить крещения, — на Восток или на Запад. Мы знаем, что он выбрал Православие, то есть восточное христианство, и он не сделал ошибки.

Другое дело, что в последующие времена христианскому Востоку пришлось претерпеть куда больше испытаний, чем христианскому Западу. Когда Запад был уже более или менее консолидирован и началось культурное развитие Западной Европы, на восточное христианство, на Православие обрушились невзгоды и скорби, в первую очередь связанные с разорением Византии, разрушением Константинополя и многими другими хорошо известными обстоятельствами.

Русская Церковь с первых дней своего существования стала мощной общественно-государственной объединительной силой, которая предопределила всю последующую историю восточнославянских народов. Христианская вера стала важнейшим скрепляющим фактором в процессе формирования нашего национального самосознания. Дух Христова учения и авторитет Церкви проникли во все сферы государственной и общественной жизни. Даже XX век, с его жесточайшими гонениями на верующих, не сумел до конца уничтожить плоды того события, которое произошло благодаря князю Владимиру. В годы безбожия, когда нашему народу насильственно прививали атеизм, огонь веры Христовой продолжал теплиться в сердцах исповедников, а культура в известной степени продолжала оставаться носительницей тех христианских ценностей, которые были заложены в основу цивилизационной идентичности восточных славян еще с крещения Руси.

Сама жизнь святого князя Владимира с момента его обращения ко Христу свидетельствует о чуде. Крестившись, этот в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый и коварный князь начинает строить храмы, кормить нищих, заботиться о больных, решив даже отказаться от смертной казни особо опасных преступников, как сам объяснял, — боясь греха. Он строил для инвалидов богадельни, которые содержались на его средства. Эта одна из особенностей русской государственной власти, которая уже с самого начала фактически взяла на себя социальные функции, чего не знала Европа ни времен Владимира, ни позже.

Святой князь Владимир вошел в народную память как «Ласковый князь», «Красное солнышко». Эти прозвища он получил за свою доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту преображенной крещением человеческой души.

Христианство создало на Руси такие благоприятные условия, что уже при Владимире-Крестителе наблюдается поразительный государственный рост и кристаллизация ее общественной жизни. Даже с точки зрения сухой, «объективной» исторической науки очевиден коренной перелом в жизни восточных славян, связанный с Владимировым княжением, качественный скачок в обретении ими собственной устойчивой государственности, развитии культуры, в становлении нравственного самосознания.

Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление на соседние европейские народы. Так, западный хронист XI столетия Адам из Бремена называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Значительный международный авторитет Киевской Руси виден по династическим бракам. Если Владимир добыл себе «именитую» супругу силой оружия, то уже с детьми и внуками Крестителя Руси европейские правители считали за честь связать браком своих чад. Так сын Владимира Ярослав женат на дочери короля Швеции, сестра Ярослава — королева Польши, три внучки Владимира — королевы Венгрии, Норвегии и Франции, внук Крестителя женат на сестре короля Польши, правнук — на дочери короля Англии, а правнучка — жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV.

На протяжении жизни двух поколений «на глазах у изумленной Европы вдруг возникает, — по словам академика С. С. Аверинцева, — из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Широко распространяется грамотность, положено начало летописанию, развивается древнерусское искусство, архитектура и литература. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету. Россия вошла в общеевропейское культурное пространство, что открыло огромные горизонты для всестороннего развития восточнославянских народностей, проживавших на ее территории. Равноапостольный князь заложил основы того развития, которое продолжается до сих пор.

И совсем неслучайно поэтому святого Владимира вспоминали и вспоминают в самые ответственные моменты истории нашей страны. Например, в грамоте об избрании на царство Михаила Федоровича Романова специально говорилось о великом князе, «просветившем Русь святым крещением и за то равноапостольным называемом». Так возрождавшееся после Смуты Русское государство хранило в своей исторической памяти завет Владимира-Крестителя, свидетельствуя о верности традициям древнерусской государственности. Именно святого князя Владимира вспоминал в своем слове Киевский митрополит Сильвестр, когда 16 января 1654 года вместе с малороссийским духовенством встречал боярина Василия Бутурлина, принимавшего Малую Русь в соединение с Московским царством, потому что не было другого такого исторического деятеля, который бы стал подлинным символом единства русского народа, русской земли, основанием национального и культурного объединения восточных славян.

Русские эмигранты «первой волны» XX века вдали от родины с особым трепетом отмечали день памяти святого князя Владимира, именуя этот праздник «Днем русской славы». В честь Крестителя Руси в Харбине был назван Институт святого Владимира, в Белграде возникло Братство святого Владимира, в Бразилии стал выходить «Владимирский вестник», в Нью-Йорке была создана Свято-Владимирская семинария. Для многих тысяч русских беженцев, потерявших свою родину, этот день стал знамением упования на будущее возрождение Отечества. И такое особое его почитание в русском зарубежье точно указывало на истинный источник духовной силы несломленной России.

Святой князь Владимир не только был создателем нашей государственности, он, как подчеркнул Святейший Патриарх, «принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы – Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей свой честной омофор». Креститель Руси открыл нам истинное богопознание, дал возможность быть во Христе избранным народом Божиим, благоуханием Христовым, чадами Света, наследниками Царства Небесного (1 Петр. 2:9; Еф. 5:8; Иак. 2:52; Кор. 2:14-16), все то, чем живет наша Церковь и наш народ на протяжении вот уже тысячи лет.

Подвиг святого князя Владимира как государственного деятеля и христианина многогранен. В первую очередь, Креститель взял на себя всю трудность равноапостольного служения новокрещенным землям. Вместе с тем, он нашел в себе смелость поступать в соответствии с собственным, не обусловленным извне, видением особенностей и насущных нужд своего государства, своего народа и своей Церкви. Он смог уберечь христианскую Русь от угрозы имперской вассальной зависимости. Он сумел стать «всем для всех» (ср. 1 Кор. 9:22). И первопричиной этих свершений была сила духа князя, рождаемая его верой.

Этот пример веры святого Владимира стал для многих его потомков краеугольным камнем не только в построении российской государственности, но и в строительстве личного спасения. Одним из феноменов русской святости стало наличие более чем двухсот венценосных святых, угодивших Богу не где-нибудь в монашеской келье или пустыне, но на самой скользкой и опасной стезе — стезе власти, таящей множество препятствий и соблазнов для христианской души. Ни в одном другом народе не было явлено такого числа благочестивых правителей. Для сравнения, во всей Европе к лику святых причислено около пятидесяти королей, графов, герцогов и их близких родственников.

Выбор, сделанный каждым из двухсот благоверных угодников Божиих, повлиял на судьбу всей Русской земли, сформировал историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называем Святою Русью. Их личный подвиг создал образ благоверного государя — царя-батюшки — притягательный и памятный для русской души.

Таким образом, святой князь Владимир создал основание, на котором воздвигнут тысячелетний собор православной веры, российского государства и русской культуры. Однако выбор — пойти путем преображения или вернуться к язычеству — остается за каждым человеком и сейчас. Христианство требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли. Многие сегодня воспринимают это совершенствование как «бремена неудобоносимые» (Лк. 11:46). Вместе с тем, и язычество не так далеко отстоит от нас, как может это показаться на первый взгляд. Сегодня легко заметить, что те пороки, которыми был одержим до крещения князь Владимир, как, например, неразборчивость в средствах достижения цели или распутство, современное секулярное общество возводит практически в ранг добродетелей и преподносит их как признаки личного успеха.

Необходимо помнить, что те плоды веры во Христа, на которые неверующий человек часто взирает с непониманием, — и жертвенность, и любовь, и готовность к подвигу, и величайшее терпение — помогли людям, принявшим крещение в Днепре, в корне изменить свою жизнь, создав, в конечном итоге, из разрозненных восточнославянских племен единый народ как целостность, объединенную вокруг христианского начала вопреки всем внешним и внутренним противодействиям.

Заложенная святым равноапостольным князем Владимиром христианская вера превратилась в фундаментальную цивилизационную основу российского общества. Именно на это качество следует сегодня обращать особое внимание при изучении роли Православной Церкви в России. Несомненно, выбор князя Владимира был боговдохновенным, потому что такие события без Божественного участия не происходят. Но с другой стороны, имел место и прагматизм, в хорошем смысле слова, великого вождя и политика. 

Яндекс.Метрика