Спасение в авиакатастрофах

Июль, 2006:

"В списках выживших Валеры не было"

Жителя Иркутска Валерия Струганова родные уже считали погибшим. Он должен был вернуться из Москвы тем самым злополучным 778-м рейсом.

В списках выживших его не было. Только на следующий день его супруга Надежда узнала, что в последний момент Валерий, командировка которого закончилась, решил задержаться на день в столице — погулять по ее летним улицам...

В день трагедии в аэропорту "Домодедово" в списке пассажиров, помимо людей, сидевших в самолете, значились имена и фамилии пяти пассажиров, которые купили билеты, но не зарегистрировались на этот рейс. В их числе был и Валерий Струганов. Почему эти люди в последний момент передумали ехать? Почему отказались от полета? Наверняка не у каждого из этих пятерых была веская причина — вроде случившейся вдруг болезни. Жизнь — хитрая штука, и хочется все же понять, что же за стечение обстоятельств уберегает нас от беды. Исследователи ищут в таких внезапных опозданиях на самолет, переносах рейсов или внезапных недугах некий тайный дар предвидения, которым обладали наши предки и который перестали чувствовать мы.

Среди тех, кто летел в том самолете, несколько десятков человек, пережив взрыв, смогли выбраться из салона, объятого огнем. Многие с тяжелыми травмами и ожогами сейчас в больницах Иркутска и Москвы. За их жизнь и здоровье борются врачи... Но были и те, кто, выпрыгнув из запасного выхода самолета, почти не пострадал. Все пережили сильнейший шок, от которого не скоро оправятся, но главное — остались живы. И все они тоже считают свое спасение чудом.

Но чудо или предвидение заставило Александра Шендрика, который мог выбирать, куда сесть, остановиться именно на том кресле, на котором он не получит ни царапины?

— Вместе со мной в бизнес-классе было еще около восьми человек, — вспоминает Александр Шендрик, — мне повезло, что я сидел с левой стороны салона. Правым бортом самолет задел постройку и был всмятку... Люди, сидевшие там, не могли выжить. Я оказался счастливым исключением.

Июль, 2002:

"Я машинально затянула потуже ремень"

Уже четвертый год 28 июля стюардессы "Пулковских авиалиний" Арина Виноградова и Татьяна Моисеева празднуют свой второй день рождения... В тот день Ил-86, совершив плановый рейс, вылетел из "Шереметьево-1". На борту был только экипаж.

Но самолет смог взлететь лишь на несколько сотен метров — и... При падении погибли 14 человек. Стюардесса Татьяна Моисеева вспоминает, что осталась в живых только потому, что машинально подтянула ремень.

"Мы сидели втроем — со мной были Арина и Оля Наумова, — рассказала "Известиям" выжившая стюардесса Татьяна Моисеева, — я сидела лицом к хвосту, девочки напротив меня. Когда нас начало трясти, мы поняли, что что-то не так. Арина прижалась к Оле, а я как-то машинально потуже затянула ремень.

А очнулась я от того, что услышала крик Арины. Почувствовала, что жива, но сложена, как книжка. Попыталась освободиться — бесполезно. Арина сказала, чтобы я тоже кричала и звала на помощь, мы вместе начали орать что есть силы... Уже потом я узнала, что Оля и все остальные погибли".

Июль, 2000:

"Мама поскользнулась на мандариновой шкурке"

В 2000 году весь мир облетела невероятная история французской стюардессы "Эйр Франс". 25 июля стюардесса Изабель Сарьян должна была лететь с рейсом Париж—Нью-Йорк. Для нее это был очень важный рейс. Но...

Буквально перед выходом из дома Изабель порезала палец. Пока мазала его зеленкой и искала пластырь, у ее 12-летнего сына резко подскочила температура. Изабель позвонила маме, но та, выходя из машины, поскользнулась на мандариновой корке и сломала ногу. Стюардессе ничего не оставалось, как позвонить на работу и попросить отгул.

Изабель сильно переживала. Но недолго. Едва набрав высоту, авиалайнер рухнул. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

Позже Изабель узнала, что в самый последний момент, уже в аэропорту, этим рейсом отказались лететь еще 33 пассажира. Они поменяли свои билеты на другой самолет.

1981 год:

"Рецепт спасения был в итальянском фильме"

Случившееся с 20-летней студенткой Ларисой Савицкой потрясло многих. В воздухе над Завитинском в Амурской области военный бомбардировщик Ту-16 столкнулся с самолетом Ан-24, в котором из свадебного путешествия домой вместе с мужем возвращалась Лариса. Самолет развалился в воздухе. Погибли все. Но Лариса 8 минут планировала на куске фюзеляжа с высоты 5000 метров.

"Разлом прошел прямо перед нашими креслами, — рассказала "Известиям" Лариса Савицкая. — Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, я потеряла сознание. Когда пришла в себя, то вдруг вспомнила итальянский фильм "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Добралась до ближайшего кресла, и это меня спасло".

Специалисты считают, что ее спасла удачная траектория падения. Сев в кресло, она создала баланс веса, позволивший куску фюзеляжа планировать несколько минут. Сама же она уверена, что ее спасло предчувствие и внезапно всплывшие кадры фильма...

Нашли Ларису через три дня среди обломков самолета и останков пассажиров. Уникальное спасение попало в Книгу рекордов Гиннесса.

Увы, самолетам все же было суждено сыграть в жизни Ларисы роковую роль. Ее дочь, ставшая стюардессой, погибла на одном из двух рейсов, взорванных террористами 24 августа 2004 года.

1976 год:

"Семье успели сообщить о смерти"

Стюардесса Галина Ушакова оказалась единственной, кто пережил взрыв самолета над Иркутском. В полете Галина раздавала пассажирам леденцы и вдруг заметила, что на блузке не хватает пуговицы, она тут же заскочила в уголок и стала ее пришивать. Вдруг иголка выпала из рук, и девушка принялась искать ее на полу.

В этот самый момент Ту-104, едва поднявшись в воздух, накренился, задел крылом рулежную дорожку, еще раз рванулся и упал. В тот момент, когда прибыли спасатели, Ушакова подняла голову и застонала... Пока над ней колдовали медики, семье успели сообщить о смерти стюардессы. Перепутали с пассажиркой-однофамилицей.

Мария Рогачева

Соколов спас себя и отца обманом

Актер Андрей Соколов верит, что все в жизни не случайно. И приводит в пример такой случай: "Мы должны были вместе с отцом лететь на самолете. Я сейчас даже не могу объяснить, почему, но уже по дороге в аэропорт сказал отцу, что забыл закрыть дверь квартиры.

Просто соврал — ведь помнил прекрасно, что это не так. Но какое-то внутренне чувство подсказало: надо вернуться. Когда мы приехали домой, дверь конечно же оказалась заперта. А мы в итоге опоздали тогда на рейс. Отец, конечно, расстроился. Но на следующий день мы узнали, что тот самолет потерпел аварию!"

Абдулов хранит билет рокового рейса

У Александра Абдулова до сих пор сохранился билет на самолет, который так никогда и не долетел до места назначения. Это было много лет назад, когда молодой актер должен был как можно быстрее оказаться в Ленинграде. Но все рейсы были забиты, поэтому он, смирившись, решил лететь согласно приобретенному билету. Он уже сидел в салоне, когда к нему прибежала стюардесса — на рейсе, улетавшем на полчаса раньше, оказалось свободное местечко. Только в Ленинграде Абдулов узнал, что его самолет потерпел крушение. Не выжил никто.

Группа "Чайф" осталась чудом жива

В 2001 году, после крушения под Иркутском самолета Ту-154, многие газеты вышли с шапками:  "Группа  "Чайф" чудом осталась жива". Писали, что музыканты должны были лететь на том злосчастном рейсе, но в последний момент решили остаться на пару дней в родном Екатеринбурге.

— На самом деле ситуация была несколько иная, — рассказывает лидер группы  "Чайф" Владимир Шахрин. — Мы действительно собирались на гастроли во Владивосток и как раз на том Ту-154. Из нашего родного Екатеринбурга рейсы выполнялись по вторникам и четвергам. У нас были билеты на четверг. Трагедия произошла во вторник. Но тот полет мы запомнили надолго: вместе с нами во Владивосток летели родственники погибших. С тех пор, если есть возможность, стараемся ездить на гастроли на поездах".

Забитые пассажирами самолеты разбиваются реже

У науки до сих пор нет объяснения случаям чудесных спасений. Самое свежее исследование на эту тему датировано 1958 годом.

Американский социолог Джеймс Стаунтон проанализировал 50 авиа- и железнодорожных катастроф. Он сравнивал число людей, попавших в катастрофу, количество погибших и вместимость транспорта. И сопоставил с самолетами и поездами, благополучно добравшимися за то же время до пункта назначения.

Вывод таков. В большинстве трагедий транспорт заполнен лишь на 60%. И наоборот, если транспорт заполнен на 75% — крушение маловероятно.

Любопытно, что количество пассажиров, в последний момент отказывающихся от поездки на "приговоренном рейсе", уже тогда было весьма высоким. Люди, избежавшие гибели, не могли признать, что предчувствовали крушение. Но что-то опосредованно мешало им отправиться в путешествие. Например, человеку пора ехать в аэропорт, а у него "схватило" живот. Либо, спускаясь по лестнице в своем доме с уложенным чемоданом в руке, он подвернул ногу, из-за чего медленно двигался и опоздал на поезд.

Алексей В. Фомин – Неслучайные "случайности"

или На все воля Божия.

 

Яндекс.Метрика