Третья неделя Великого поста - Крестопоклонная

В тре­тье вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста за Все­нощ­ной вы­но­сит­ся по­сле Ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия Свя­той Крест и пред­ла­га­ет­ся для по­кло­не­ния ве­ру­ю­щим.

При по­кло­не­нии Кре­сту Цер­ковь по­ет: Кре­сту Тво­е­му по­кла­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и свя­тое вос­кре­се­ние Твое сла­вим. Эта пес­ня по­ет­ся и на Ли­тур­гии вме­сто три­свя­то­го.

Цер­ковь вы­став­ля­ет в се­ре­дине Че­ты­ре­де­сят­ни­цы ве­ру­ю­щим Крест для то­го, чтобы на­по­ми­на­ни­ем о стра­да­ни­ях и смер­ти Гос­под­ней во­оду­ше­вить и укре­пить по­стя­щих­ся к про­дол­же­нию по­дви­га по­ста. Св. Крест оста­ет­ся для по­кло­не­ния в те­че­ние неде­ли до пят­ни­цы, ко­гда он по­сле ча­сов, пе­ред Ли­тур­ги­ей вно­сит­ся об­рат­но в ал­тарь. По­это­му тре­тье вос­кре­се­нье и чет­вер­тая сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ют­ся "кре­сто­по­клон­ны­ми".

Как пут­ник, устав­ший от дол­гой до­ро­ги, от­ды­ха­ет под рас­ки­ди­стым де­ре­вом, так и пра­во­слав­ные хри­сти­ане, со­вер­шая ду­хов­ное пу­те­ше­ствие в Небес­ный Иеру­са­лим – к Па­схе Гос­под­ней, на­хо­дят в се­ре­дине пу­ти "Дре­во крест­ное", чтобы под его се­нью на­брать­ся сил для даль­ней­ше­го пу­ти, объ­яс­ня­ет­ся в "Си­нак­са­рие". Или как пе­ред при­хо­дом ца­ря, воз­вра­ща­ю­ще­го­ся с по­бе­дой, вна­ча­ле ше­ству­ют его зна­ме­на и ски­пет­ры, так и Крест Гос­по­день пред­ва­ря­ет Хри­сто­ву по­бе­ду над смер­тью – Свет­лое Вос­кре­се­ние.

"Крест – хра­ни­тель всей все­лен­ной, крест – кра­со­та церк­ви, крест – ца­рей дер­жа­ва, крест – ве­ру­ю­щих утвер­жде­ние, крест – ан­ге­лов сла­ва и де­мо­нов яз­ва". Так объ­яс­ня­ет од­но из цер­ков­ных пес­но­пе­ний зна­че­ние кре­ста для все­го ми­ра. "Тро­стию кре­ста, об­мак­нув ее в крас­ные чер­ни­ла Тво­ей кро­ви, Ты, Гос­по­ди, по-цар­ски под­пи­сал нам про­ще­ние гре­хов" – го­во­рит­ся в од­ной из сти­хир празд­ни­ка.

Яндекс.Метрика