Собрание писем к монашествующим

334. Не думай, что мне тебя не жаль

Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль.Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз. Что ты не хлопочешь о средствах, когда ты думала все воздухом питаться. А вот теперь дело и дошло до великаго недоумения, даже и до слез; и твое самоукорение опять тебе говорит, что мне тебя не жаль. Ведь такое увертливое; не скоро сознается в своей ошибке, а всегда найдет сказать что-нибудь хоть побочное. Впрочем, не унывай, а лучше надейся на всеблагой Промысл Божий: силен Господь пропитать нас.

335. Не вини других - ищи успокоения в чистой совести

Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, - зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.

336. Всяк сам за себя отвечает

Все прочитал, и все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрести и мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе - и довлеет нам.

337. Учись понимать монастырскую жизнь. В болезнях невольных милость Божия сокрыта (1867 г.)

Учись понимать и монастырскую жизнь, когда поймешь, тогда можешь понуждаться и на самое дело, от котораго укореняется мир в душе, премогающий всякия неудобства. В болезнях невольных милость Божия сокрыта, говорит преп. Марк подвижник.

338. Не надо малодушествовать, но за все благодари Бога

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в добром и спасительном и прежде всего в мире душевном и всяком мужестве, и долготерпении, и удалении от всякаго малодушия, зело отягчающаго немощных душою и телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающесся приятное и неприятное и никого не винить, кроме себя самих за многое и во многом повинных; других же винить - нисколько нас не успокоит, а еще более смутит.

339. Есть спасение и вне монастыря, но с большим трудом

Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом великим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может человек достигать и совершенства христианскаго, если только достодолжно потрудиться смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Бозе и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих.

340. Спокойствие духа враг дать не может

Спокойнаго духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславныя и самомнительныя помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовныя чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои.

341. Многия трудности нашей жизни от нас самих (1868 г.)

Жалуешься на трудную жизнь. Зато сказано в Писании утешение: кийждо приимет свою мзду по своему труду. Но у нас много трудностей и от мудренаго нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду и пространство и покой и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на Кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не оставит.

342. Не удивляйся и не ужасайся гонениям (1869 г.)

Мир чадцу болезнующему и скорбящему и Божие благословение и всякое утверждение в добром и благом.

Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: все хотящии благочестно жити гоними будут, если не от людей, так от бесов; и Господь глаголет: враги человеку домашние его. Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо и спокойно.

343. Читай чаще псалмы: "Живый в помощи Вышняго" и пр.

Заучай псалмы сии и читай их почаще: 1) Живый в помощи Вышняго, 2) Терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою, 3) Боже, в помощь мою вонми. - Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающагося.

344. Оставивший монастырь неблагонадежен для семейной жизни (1876 г.)

Пишешь, что получила письмо от Варвары И., в котором она пишет, что один человек, который некоторое время жил в Киновии, близ Троицко-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку, которая Соф. Ник. В. И. поручает тебе передать об этом мне и желает знать мое грешное мнение: выйти ли этой девушке за означеннаго человека или нет. - Выйти-то можно, да будет ли от этого толк. В Евангелии сам Господь глаголет, что озирающийся вспять несть управлен в Царствие Божие. И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такия люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбою такого человека весьма неблагонадежно; и я с своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобнаго брака ожидать нельзя. Впрочем, в письме ко мне, которое я получил чрез тебя же, сама В. Ил, мне об этом ничего не пишет и не упоминает об этом обстоятельстве.

345. Веди себя с родными так, чтобы добровольно отпустили тебя в монастырь

Достопочтеннейшая о Господе N.

Много почт собирался отвечать тебе на письмо твое, но все не приходилось, то по немощи, то по недосугу; и теперь не могу сам писать, а пишу по диктовке, хотя и хотелось написать своеручно. Не предавайся грусти в наступающем твоем положении [Желает поступить в монастырь, но препятствуют родные]. Христианская жизнь требует благодушия и терпения, как Сам Господь сказал: "в терпении вашем стяжите души ваши". С маменькой твоей старайся поменьше спорить, - менее будешь раздражаться, и ей менее досаждать. Этим исполнишь пословицу смысла слов батюшки отца Макария: веди себя так, чтоб тебя отпустили свободно в монастырь; а вторая пословица слов его будет заключаться в том, если поискуснее и осторожнее будешь обращаться с посторонними и приезжими. Если будем хранить страх Божий в сердце, то он будет сохранять нас от всякаго вреда душевнаго. - Поститься тебе неудобно, а употребляй пищу умеренно во славу Божию. Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением, и сознанием, что мы достойны такого неприятнаго положения. Также и молиться в каждый час по определенному назначению тебе неудобно, а молись какое подаст Бог время и удобство, и опять со смирением, без гнева и негодования на других; а если бы это случилось по немощи, то прежде всего молись, да укротит Господь сердце твое, прося с тем вместе всякаго блага тем людям, на которых, по немощи, смущаешься. Ты спрашиваешь, нужно ли тебе открывать о своем желании братьям? В этом случае старайся поступать смотря по обстоятельствам,соображаясь с тем, что будут говорить братья об устройстве тебя. При удобном случае можешь сказать им, что, надобно же тебе устроить жизнь свою сообразно с твоим желанием и настроением духа. Если будут назначать тебе часть земли - не отказывайся. И вообщепредавайся Промыслу Божию и моли благость Его да, ими же весть судьбами, устроить тебя на пути спасения.

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающияся увлечения да научат тебя уклонению и осторожности, и охранению себя, чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.

346. Хульныя помыслы борят за возношение и осуждение

Достопочтеннейшая о Господе N.

Поздравляю тебя с наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом. Желаю тебе торжество Церкви встретить и проводить во всяком благополучии и радости о Господе, и чтобы Он с новолетием устроил тебе новый спасительный путь жизни, вопреки препятствиям и неосновательному страху твоему и всем наветам вражиим.

Что касается до представляющихся неудобств во время свадьбы брата, - лучше было бы на это время отстраниться и уехать.

А хульныя помыслы известно за что борят: 1-е, за возношение, 2-е, за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульныя помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; - невольные хульныя помыслы св. отцы не считают грехом, а их причины - грех.

Не беспокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. Испрашивая на тебя благословение Божие и поручая покрову Его, остаюсь многогр. и. Амвросий.

347. Не колеблись исполнить желание относительно поступления в монастырь

Достопочтеннейшая о Господе N.

Письмо твое от 20 июня получил и в ответ на оное могу сказать тебе только то, что ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разныя изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, разсуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой.

О. Пимен, слава Богу, здоров теперь, а после кончины о. архимандрита немного поболел. Матушке твоей N передай от меня поклон.

Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

348. Жить по-монастырски надо в кротости и смирении (1862 г.)

Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить по-монастырски - в кротости и смирении, - чтобы смотреть свои немощи и неисправности, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, от чего избави нас Боже.

349. Планы неопытнаго в монастырской жизни (1864 г.)

Пишешь, что ничего не желаешь, а только, чтобы быть всегда одной, видеть свои грехи, никогда не разсеяваться мыслями, во всем отсекать свою волю и т. д.

Да, немного ты хочешь. Другими словами, - желаешь вдруг сделаться безстрастною. А о будущем, как бы тебе ни последовало сильнаго искушения, очень не заботься. Живи в настоящем хорошо.

350. Дети обязаны почитать своих родителей (1864 г.)

Вообще о почтении к старшим сказано в Писании: старцу пакости не твори. Кольми паче дети обязаны всячески почитать сроих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим. Келлию, где ни приищете в монастыре, для меня все равно; лишь для вас было бы покойно и удобно по возможности. К зиме и по тесноте или недостатку келлий в монастыре и за ценою не следует стоять; а проводивши зиму, там будет видно, так как летом тепло. Старица слаба, надобно бы позаботиться и о духовном завещании; попроси у кого-нибудь формы для того и спиши копию, если придется.

351. Малодушие и отчаяние от горделивости по наветам вражиим

Смущение и недоумение до малодушия и отчаяния. Причина всему этому горделивость твоя, и неразумие твое, и неведение духовной брани. - Враг всегда так делает: где человеку может быть духовная польза чрез отношение духовное. Тут он старается сделать препятствие, внушая неразумеющему скверныя помыслы и тому подобныя движения, и делает все это по злобной зависти своей к пользе человеческой. Тебе следовало разумевать кознь вражию и покаянно объяснять это смирением, а иногда презирать, стремясь к предлежащему делу, а ты смущаешься до малодушия, утешая тем врага. Умужествись о Господе.

352. Исправление бывает не без труда (1865 г.)

Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне положим начало благое исправление, которое бывает не без труда и понуждения в терпении со смирением. Но унывать не должно, и не должно думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно с Божией помощию.

353. Безмолвие телесное и безмолвие духовное и как они приобретаются

В последнем письме пишешь о крайнем безмолвии и уединении. На это скажу тебе, что и всякое дело делается не вдруг, а постепенно, кольми паче безмолвие и уединение не вдруг можно усвоить, а нужна большая постепенность. Прежде всего знай, что, по слову св. Лествичника, безмолвие телесное означает благочиние чувств телесных, т. е. очей, слуха и языка, равно и чрева, а безмолвие внутреннее состоит в благочинии помыслов, чтобы отвергать не только страстныя помыслы, но и гневныя и осудительныя, равно тщеславныя и подозрительныя. Начинать нужно с Божией помещию с благоразумнаго молчания. На вопросы отвечать кратко и кротко по потребности; по кельям без надобности не ходить , и о ненужном не толковать; где придется быть, особенно беречься судить и осуждать, кольми паче никому ничем не досаждать. А если по немощи, по старой привычке согрешишь в чем и напутаешь, приноси в этом покаяние сперва пред Богом, а потом и пред духовным отцом.

354. Порицая друг друга, лишаемся взаимного мира (1884 г.)

Поздравляю тебя со днем Ангела и сердечно желаю, чтобы за молитвами святителя Евмения Всеблагий Господь подал тебе иметь твердое разумие и не смущаться разными толками. - Обычныя немощи человеческия: младшия толкуют про старших, а старшия про младших; и все же забываем апостольский совет или, вернее, заповедь: облецытеся, яко избрании Божия святи и возлюбленни, во утробу щедрот, благость, смиренномудрие и долготерпение, прощающе друг другу, аще кто на кого имать поречение; и мир Божий да водворяется в сердцах ваших. - Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, т.е. Божие, и апостол пишет: пребываяй в любви, в Бозе пребывает. Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится (то есть не уничижает никого), не бесчинствует, не ищет своих си, не мыслит и не помнит, любы николиже отпадает.

Если все сказанное будем только прилагать к нам самим, зазирая себя в недостатках своих, то получим от сего великую пользу и возвеселим Ангела Своего Хранителя и святителя Евмения.

355. Оставляющия монашество уподобляются Иуде предателю (1869 г.)

Чадце мое неблагодарное и неразумное. Да весть малодушие твое, что никто из человек не имеет права дозволять, кому бы то ни было, оставить воспринятый им путь благочестивой жизни. Потому что, воспринявшие монашество и оставившие оное, уподобляются Иуде предателю, который ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам терпит горькую участь свою во аде. У кого есть еще сколько-нибудь смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному человеку, а лучше пусть потерпит временныя неудобства и временную малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию велику.

356. Надо быть потверже

Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть и покойнее, и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся потерпеть и получить милость Божию. Господь тебя да простит!

Яндекс.Метрика