Монахам. Глинского игумена Филарета

В чем состоит испытание (искушение) Божие и искушение вражеское

Искушение бывает двоякое — искушает человека Бог, искушает диавол, но иначе искушает Бог и иначе — диавол. Одно есть искушение Божие, другое — диавольское.

Божие — испытание добродетелей человека. Диавольское же искушение есть прельщение человека на грех.

Бог искушает человека в терпении, в послушании Ему, в чистоте сердца, в боголюбии. (Как, например, Иова, Авраама, Иосифа, Израильтян.) Более всего Господь испытывает в нас боголюбие, так как, любя Бога, легко преуспевать во всех добродетелях, ибо ради любви к Богу мы терпим все, исполняем послушание, соблюдаем чистоту и делаем всякое доброе дело. Испытывает человека Бог не потому, что не знает его; Он ведает тайные помышления сердца человеческого, Ему и не содеянное нами известно, но потому испытывает человека, что хочет яснее показать добродетель для большего увенчания славой и для пользы ближних.

Диавол, напротив, искушая человека, предлагает ему временную сладость греха, чтобы уловить его, как рыбу на удочку, а уловив и поработив, влечет в ад на вечную погибель.

Бог несть искупитель злым, Бог не искушает на злое, и потому никтоже искушаем на злое, да глаголет, яко от Бога искушаем есть, не искушает бо Той никого же: кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем диаволом на злое, и нет другого диавольского искушения, как только на грехи, чтоб каким-либо грехом человек прогневал, раздражил Бога и сделался достойным Суда и казни вместе с диаволом в геенне.

Бог не искушает злых, не испытывает беззаконных, но испытывает добрых и верных рабов своих. Злой муж не искушается от Бога. То же свидетельствует Святое Писание: яко же искушается в огни сребро и злато, тако сердца избранных от Господа (Притч. 7, 1). Слышите: сердца избранных — праведников, любимых Богом, искушаются или испытываются, а не грешников, ненавидимых Богом. Те только вразумляются и наказываются: многи раны грешному (Пс. 31, 10). Бог искушает, любя добродетельного мужа. Диавол же искушает, ненавидя его (и добра, творимого человеком).

Бог искушает любимого раба Своего, попуская ему скорби и печали (заботы), желая очистить его согрешения (от них никто не свободен) и сделать его подобно золоту, очищенному в огне, — чистым, достойным небесных благ. Так, Премудрый о праведниках говорит: Бог искуси их, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодную жертву прият их (Прем. 3, 56).

Диавол же искушает человека не для очищения от грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Царства Небесного. Бог, искушая человека, хочет спасти его; диавол — погубить. Бог искушенному, испытанному от Него приготовляет венец (славы в Царствии Небесном). Диавол же принявшему искушение на грех готовит муки. Божие искушение сначала бывает неприятно, прискорбно, но в будущей жизни доставляет наслаждение вечными благами (хотя и здесь на земле человек бывает не без благодатного утешения Святого Духа). Диавольское же искушение вначале сладко, а после услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести, которое начинается здесь и продолжается в вечных муках.

Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое искушение диавольское.

Яндекс.Метрика