Монахам. Глинского игумена Филарета

О скорбях и терпении

При этих искушениях подвижнику приходится немало скорбеть, чтобы терпеливо снести испытание Божие и не впасть в искушение диавольское. Не ложно говорит слово Божие: Многими скорбми подобает нам внити в Царство Божие (Деян. 14, 22). Скорби привлекают к душе милость Божию. Поэтому нам не должно смущаться и унывать в искушениях, но надо терпеть и благодарить Бога за скорби, ибо Господь, говоря о скорбях, растворяет слово утешением: В мире скорбни будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир (Ин. 16,33).

Нам должно учиться терпению скорбей и пребывать в них, помня жизнь Иисуса Христа, что идеже Аз есмь, там и слуга Мой будет. Такая жизнь в скорбях и в терпении (см. Петр Дамаскин) есть путь к будущему веку, ибо и не желая мы не избежим того, что должно совершиться, а если будем напрасно смущаться, то потеряем награду за терпение и окажемся противниками определения Божия, так как все, что делает Бог — зело добро, хотя мы не разумеем этого. Наставит бо кроткие на суд, более же на рассуждение дел. Рассуждение кроткого человека и во время огорчения предохраняет от смущения. Зная, что не без причины пришло к нему искушение от Бога, брата или кого-либо иного, но за прежние свои оскорбления в ведении или неведении. Он радуется, что теперь ради терпения огорчения ему нашелся случай получить прощение прежде худо соделанного. Кроткий человек рассуждает, что если он не простит брату своему согрешений его, то и Отец Небесный не простит. Прощением согрешений ближнему скорее всего достигается очищение немоществ души нашей, ибо искушение попускается нам Богом как духовное врачество.

Правильный путь человека (особенно инока) узнается по терпению и по постоянству исполнения заповедей. Если же человек не имеет терпения и смирения, будет малодушествовать, смущаться во всем, не нравящемуся ему, обвинять других, то много повредит себе, ибо многие погибли в безумии своем, веруя своему рассуждению, думая спасаться без руководителя и без опыта, бывающего от терпения и смирения, ибо только испытанные не поддаются скорбям и искушениям, а если им и бывает попущена брань от Бога, то она приносит пользу, совершенствуя неустрашимость подвижников против врагов спасения и научая их большему опыту в брани.

Если хочешь научиться бояться Бога, иди и прилепись к человеку, боящемуся Бога, и тот научит тебя страху Божию. Научившись бояться Бога, научишься и любить Его и претерпевать все находящее, прискорбное, ради Него. Кто сеет в правду, пожинает плоды жизни и не изнемогает в трудах, имея пред собой упование: где подвиг, там и воздаяние, где победа, там и почести, где брань, там и венцы. Зная это, запасись терпением и говори со святыми: мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Яндекс.Метрика