Монахам. Глинского игумена Филарета

О непрестанной молитве Иисусовой и трезвении ума

О молитве же святые отцы говорят: надо произносить полную молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Другие — что половину: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. По немощи ума, последнее удобнее, ибо никтоже в себе тайно, чисто и совершенно может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12,3).

Ныне многие хотят стать близко к Богу одними внешними трудами и подвигами безумного внимания и молитвы... Это они забывают, что при постриге, когда даны четки, заповедано в уме, сердце и в устах непрестанно произносить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Особенно этому учит св. Иоанн Златоуст и многие святые, просиявшие от сего умного делания. Говорят: вкушаешь, пьешь, идешь, едешь или что другое делаешь, не забывай молитвы; без молитвы нет оружия на брань. Когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса Христа часто и терпеливо, и они отбегут, ибо, не терпя сердечной теплоты, подаваемой молитвой, они, как огнем палимые, отбегают. Именем Иисуса бей супостатов. Отчего человек приходит в преуспеяние умного делания? От советов отцов, от истинного повиновения и терпения с верой. Но если кто скажет, что от этого делания некоторые в прелесть впадают, то, говорит Синаит, если же некоторые совратились, повредились в уме, то знай, что они пострадали от самочиния и гордости. Мало успевают и много вредят себе от того, что хотят заниматься внутренним деланием без наставления, уповая на себя и свой разум, и на внешние подвиги вознерадив о хранении ума от помыслов и об очищении сердца от злобы страстей. У положившего правильное опытное начало все будет с пользой, благочинно, а при неправильном, неискусном начале все будет рассеянно, нетвердо, бесполезно. Так учат отцы. Св. Феодор Студит говорит: «Первый наш подвиг — умалить страсти и по сем — победить их. Второй подвиг — стяжать добродетели и не оставлять души своей пустой недеятельной. Третий подвиг — трезвенно блюсти плоды наших добродетелей и трудов, ибо нам заповедано не только делать трудолюбиво, но и хранить бодренно. Начало плодоносия — цвет, а начало трезвения ума — воздержание в пище и питии, отвержение и .отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие, которое достигается при мирном духе со всеми, а для сего последнего, как и для первого, больше всего необходимо смиренномудрие с повиновением.

Яндекс.Метрика