Монахам. Глинского игумена Филарета

Об обетах

По принятии ангельского образа ты причислен к жребию святых, крепко подвизавшихся против плоти, мира и диавола и угодивших Господу в преподобии и истине. Этого ты сам искал, ибо поступление твое во святую обитель не показывает ли, что ты тайно одному Богу веда­ющему дал обещание жить в посте, терпении, смирении, в послушании и скудости, довольствуясь только необходимым. Затем, принимая на себя ангельский образ и свидетельствуясь пред Богом, ты желал постнического жития не ради какой-нибудь беды или нужды, но ради угождения Господу и по своей непринужденной воле. По заповеди Божией ты отрекся от мира и сущих в мире, обещался «Богу содействующу» в сей обители или где тебе за святое послушание повелено будет жить даже до смерти при блюдении поста, девства, целомудрия, послушания к настоятелю и всей о Христе братии, даже до смерти, и до смерти пребыть в нестяжании и добровольной Христа ради нищете общежития, ничего не приобретая, ничего не храня, кроме необходимого на общую потребность, и то за послушание, а не по своему произволению. Ты исповедал, что с любовью принимаешь иноческие общежитские уставы, правила святых отцов и повеления настоятеля, готовый ради Царствия Небесного претерпеть всякую тесноту и скорбь иноческого жития. Слыша эти обещания, тебе напомнили, что невидимо предстоящие Ангелы записали такое исповедание твое, что молитвой и постом должно тебе умолить Бога, начав путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратиться вспять (обратно). Такие неблагонадежны для Царствия Небесного (Лк. 9, 62).

Также увещевали тебя ничего не предпочитать и не любить более Бога ни отца, ни мать, ни братию, ни кого-либо из близких, ни самого себя, ни мира сего, ни покоя или чести, да не отвратишься нищеты, но пребудешь в ней до смерти, имея в уме своем спасительные страдания и животворящую смерть Господа нашего Иисуса Христа, «иже волею спасения нашего ради претерпе». Как исповедал, так ради Господа и понеси охотно все скорби и тесноты, во всем трезвись и злопостражди, яко добре воин Христов (2 Тим. 2, 3), ибо Сам Господь Бог нас ради обнищал, богат сый в милости (2 Кор. 8, 9), да и мы обогатимся Царствием Его. Подражая Господу, терпи все ради Его и преуспевай в исполнении заповедей Его день и ночь. Сам Господь сказал: Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Взять крест — значит быть всегда готовым, даже до смерти на всякое исполнение заповедей Господних, алкать и томиться жаждой, принимать досады и укоризны, поношения и гонения и всякие скорби, которыми достигается истинная жизнь по Богу. Когда все перенесешь,— радуйся; таковых, по слову Господню, мзда многа на небесах. Все это ты узнал и, уповая на споспешествующую благодать Христову, обещался исполнять до конца своей жизни.

После положенных в чине пострига молитв перед Святым Евангелием тебе сказано было: Се Христос невидимо зде предстоит, виждь, яко никто же тя принуждает прийти к сему святому образу: виждь, яко ты от своего еси произволения хощещи обручения великого ангельского образа. Подтвердив истину своего произволения, ты трижды от Святого Евангелия, подавал ножницы и слышал, что принимаешь их от руки Христовой. Тогда постригли тебя, но для чего? В знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во обрезание своея воли и всех плотских похотей.

Яндекс.Метрика