"Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа."

— И все же, какое, по вашему мнению, самое большое духовное заболевание нашего времени?

— Понимаете, важно не название греха («убийство», «аборт», «блуд»...), важна суть, а суть любого греха в том, что человек отпал от Бога.

По-гречески слово «грех» (μαρτία) означает «непопадание в цель». Когда древние греки пускали стрелу и промахивались, они говорили: «Имартон!» (μαρτον), по-русски — согрешил, то есть попал мимо цели. И когда человек не имеет Христа в своем сердце, тогда он делает неправильные выборы.

Я стал духовником и начал исповедовать, когда ещё жил на Афоне и был очень молод. Однажды я спросил старца Паисия, что мне спрашивать у людей, которые приходят на исповедь. Дело в том, что некоторые из них просили, чтобы я сам задавал им вопросы, а они уже отвечали. И тогда старец Паисий сказал мне: «Избегай вопросов, но уж если люди очень настаивают, то тогда пусть первым твоим вопросом будет “Любишь ли ты Бога? Какие у тебя отношения с Богом?” Затем спрашивай, любит ли человек людей вокруг себя, любит ли себя и всю ситуацию вокруг себя, а потом уже разузнавай обо всем остальном». Потому Господь и говорит, что первая и наибольшая заповедь — возлюбить Господа Бога всем сердцем своим (см. Мф. 22:37–38). А к этому приложится и остальное.

— Вы упомянули старца Паисия. Наверняка в вашей памяти часто звучат какие-то поучения старцев Паисия, Порфирия и Иосифа.

— Это правда. Господь устроил так, что когда я еще был студентом, совсем молодым человеком, я познакомился со многими современными святыми. Я знал старца Афанасия из монастыря. В другом монастыре на Кипре я общался с другим старцем Афанасием, тоже очень добродетельным. Затем, по приезде в Грецию, я познакомился со старцем Ефремом, старцем Харалампием из монастыря Дионисиат, старцем Ефремом, который сейчас в Америке, в Аризоне, со старцем Иосифом, который был моим духовником и постригал меня в монашество. Господь удостоил меня познакомиться со старцем Порфирием, старцем Иаковом с Эвбеи, старцем Филофеем, старцем Софронием из Эссекса, старцем Эмилианом из монастыря Симонопетра и многими другими старцами, чьи имена не так известны. Ото всех них я слышал очень много поучений и слов.

И общее впечатление, которое производили все эти люди, состояло в том, что они — здоровы. Здоровы духовно, психически и психологически благодаря благодати Божией. У них не было каких-то недостатков, они не были людьми крайностей. Старцы были уравновешенными людьми, очень рассудительными и деликатными. Они были наполнены любовью к Богу, любовью к человеку и были очень радостны.

Когда ты смотрел на кого-то из них, то думал о том, что вот таким Господь создал человека, потому что они сохраняли в себе образ Божий и были похожи на своего Бога Отца. Все они были детьми Церкви. Все они учили всегда хранить связь с Церковью, всегда находиться в общении с ней, иметь мир в душе, несмотря на все обстоятельства жизни, и на все смотреть через Христа. Я бы мог очень много времени говорить о них, но не хочу тратить время.

— И все же наверняка были какие-то конкретные поучения, которое запомнились в наибольшей степени. То, что вы чаще всего вспоминаете в разговоре с другими людьми.

— Старец Паисий всегда призывал добросовестно трудиться, чтобы не расстраивать Бога. В частности, он говорил: «Я знаю, что достоин ада, но я не хочу идти в ад, чтобы не расстроить Христа».

Старец Ефрем из Катунаки повторял, что для монаха послушание — это все.

Старец Порфирий говорил, что Бог — это все: «Со Христом — везде и куда угодно. И даже в ад, если вместе со Христом, то с радостью пойдем».

Опыт жизни этих святых был одним и тем же: все они жили Христом. Я помню, когда наш старец Иосиф приходил обедать вместе с нами, и читалось какое-то духовное поучение или какая-то духовная книга, то как только он слышал слово «Христос», сразу же начинал плакать и не мог больше есть.

— Владыка, позвольте выразить вам огромную благодарность за столь поучительную беседу. Не могли бы вы в качестве эпилога сказать слово для своих читателей в России?

— Я не могу и не имею сказать что-либо от себя. Все те беседы и проповеди, которые изданы нашими братьями в России, за что я им очень благодарен, — это тоже слова не от себя.

Я могу лишь сказать, что нам всем необходимо полюбить Христа, что если мы будем иметь Его в своем сердце, то все будет хорошо. А если этого не произойдет, то все будет плохо.

С митрополитом Лимасольским Афанасием

беседовал Антон Поспелов

Переводила с новогреческого Алевтина Волгина

28 мая 2015 г.

Яндекс.Метрика