Службы Великого поста
Утреня (смотрим по Часослову)
Возглас священника
Чтец: Обычное начало и двупсалмие, тропари (на ряду)
Иерей: Краткая сугубая ектения, возглас
Хор: Аминь. Именем Господним благослови, отче.
Иерей: «Слава Святей…»
Чтец: Аминь. и шестопсалмие.
Иерей: Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели
Троичны тропари гласа (смотреть в приложении Триоди. Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне – те же)
Кафизмы три (смотреть в указаниях какие)
Ектений по кафизмах нет.
По первой кафизме – седальны Октоиха. (смотреть в приложении Триоди по гласу и дню недели. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» перед «славой».Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака.)
По 2 и 3 по счету кафизм – седальны Триоди на ряду
Псалом 50-й.
Молитва иерея, «Господи, помилуй» - 12 раз, возглас , «Аминь».
Каноны:
Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди. Трипесненцы смотреть в Богослужебных указаниях.
Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й — по окончании тропарей.
Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катавасией — ирмосом второго трипеснца.
Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии(а также в службах 1-й седмицы.)
По 3 и 6 песни канона – малая ектения, седальны или кондаки.
На 9-й песни – «Честнейшую»
После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть»
Малая ектения.
Светилен Троичный текущего гласа. (смотреть в приложении Триоди, там же, где и Троичны). С окончаниями: 1-й – на каждый день свое, 2-й и 3-й – одни и те же.
Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие.
Просительная ектения
Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне – Богородичен Триоди.
И обычное окончание утрени на ряду:
Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви...» (дважды). Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец —тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне». «Честнейшую». «Именем Господним благослови, отче».
Иерей: «Сый благословен...»
Чтец: «Небесный Царю...»
Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и поклоны 3 великих, 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и в заключение еще один великий поклон. По прочтении «Господи и Владыко живота моего...» чтец: «Аминь» и читает 1-й час.
Первый час, третий и шестой – всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее.
Девятый час – также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается.
К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем». Далее всё на ряду.
По «Отче наш» кондаки:
Кондак дня,
Кондак храма,
Кондак рядового святого
Слава – «Со святыми упокой»
И ныне – «Предстательство христиан»
(в храме Богородичном кондаки – дня, рядового святого, Слава – «Со святыми упокой», И ныне – храма)
Далее всё на ряду.
Вечерня, когда не бывает Литургия Преждеосвященных Даров
Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа...»
Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Царскими вратами светильничные молитвы.
По псалме — великая ектения.
Затем кафизма 18-я.
После кафизмы — малая ектения.
«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди — 3 и Минеи — 3 (Уже другой день)
Во время пения стихир совершается обычное каждение.
«Слава, и ныне» — Богородичен Минеи на ряду.
Входа нет.
Хор: «Свете тихий...»
Затем следует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия.
По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...»
Ектения просительная.
Хор: стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами из Часослова, «Слава, и ныне» — Богородичен.
После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш»
Иерей — возглас. Хор:«Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево» и др. – на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы.
Далее обычное окончание вседневной вечерни:
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...»
Иерей: «Сый благословен...»
Чтец: молитву «Небесный Царю...»
Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16).
После поклонов конечное Трисвятое –Чтец.
Возглас иерея, чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...».
Чтец: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью).
Иерей: «Премудрость»
Хор: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно).
Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Хор: «Честнейшую».
Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...»
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови».
Иерей: отпуст (на амвоне).
Хор: многолетны.
Закрывается завеса Царских врат.
Таков порядок вечерни в седмичные дни Четыредесятницы, когда не бывает Преждеосвященной литургии.
После вечерни положена ещё заупокойная лития.
Повечерие великое поется отдельно от вечерни - вечером.