Святая великомученица Христова Екатерина

Святая Екатерина, происходившая из царского рода, пострадала от руки гонителей Веры Христовой в царствование римского императора Максимина в городе Александрии, буквально за 10 - 15 лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи.

Как отмечают агиографы, т. е. составители житий святых, она была удивительно красива и славилась по всей Александрии своею премудростью. Уже к восемнадцати годам Екатерина в совершенстве изучила творения всех знаменитых языческих писателей и древних стихотворцев и философов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Екатерина не только хорошо знала сочинения мудрецов древности, но она также изучала сочинения и знаменитейших врачей того времени, таких, как Асклепий, Гиппократ и Галин. Кроме того, она знала несколько языков и наречий, так что все дивились ее учености и познаниям.

Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этой целью приходили к ее матери, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих императором Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие ее отца не перешло в руки кому-либо чужому. Но, дева Екатерина возымела в своем сердце желание сохранить на всю жизнь чистоту девства, и крайне не хотела замужества. Когда же родные Екатерины начали усиленно уговаривать ее вступить в брак, она, чтобы поставить препятствие их настойчивости, предложила им:

- Если вы непременно хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы равен мне и по знатности рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой.

Домашние Екатерины, видя, что едва ли возможно найти такого юношу, заметили ей:

- Царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться только благороднее и богаче, если вступят с ней в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не сможет сравниться.

А Екатерина говорила им на это:

- Я хочу иметь женихом себе только равного мне.

Видя непреклонность своей дочери, мать решила прибегнуть к совету своего духовного отца, который, по причине гонения, жил в сокровенном месте за городом. Она взяла с собой Екатерину и пошла с ней к этому праведному мужу. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, решил показать ей, что есть истинное благородство, и истинное богатство, и истинная красота, и истинная мудрость, источником которой является Невидимый Творец и Художник этого мира, Который показал нам себя в Сыне Своем Единородном - Господе Иисусе Христе.

- Знаю я, - сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая словам старца, Екатерина думала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, и усомнилась, - правда ли все то, что он ей говорит, - и спросила:

- Чей же сын, так восхваляемый тобою Юноша?

На это старец ответил ей, что Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. А Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость. Когда же Екатерина спросила старца, нельзя ли ей видеть этого юношу, тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в своих объятиях Богомладенца Христа, и сказал:

- Вот изображение Матери Того Юноши, о Котором я тебе сейчас говорил. Возьми это изображение себе домой, и, затворив двери твоей комнаты, усердно помолись Его Матери, имя Которой - Мария, и моли Ее показать тебе Своего Сына.

Святая Екатерина, взяв икону Пресвятой Богородицы, возвратилась домой, и ночью, уединившись в своей комнате, стала усердно молиться Божией Матери. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и увидела Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе с Богомладенцем, окруженным лучезарным сиянием. Но Екатерина никак не могла увидеть Его лика, ибо Он постоянно отвращался от нее. Стараясь увидеть лик Господа, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос опять отвернулся от нее. Это повторилось три раза. После этого, Екатерина услышала, как Пресвятая Богородица сказала Своему Сыну:

- Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.
На что Богомладенец возразил Ей:

- Нет, эта дева весьма помрачена, и так безобразна, что Я даже не могу на нее смотреть.

Тогда Царица Небесная опять обратилась к Господу с такими словами:

- Разве эта девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода многих других?

На что Богомладенец Иисус отвечал ей:

- Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что эта девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду смотреть на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На это Преблагословенная Матерь Господа Иисуса Христа сказала Ему:

- Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее, и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славой Твоей, и видеть Твой пресветлый лик, на Который и Ангелы взирать не смеют.

Тогда Господь сказал Своей Матери:

- Пусть она возвращается к тому старцу, который дал ей Нашу икону, и поступит так, как он повелит ей. Только тогда она сможет увидеть Меня, и обретет благодать Мою. Пробудившись от сна, Екатерина долго дивилась этому видению. Однако, когда наступило утро, она, с немногими своими рабынями, пошла к святому старцу, и поведала ему о своем видении, и просила его указать, что ей нужно сделать, чтобы увидеть лик Богомладенца Христа.

Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры, а также поведал ей и о тайнах Царства Божия и будущем мздовоздаянии. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая истины и всего доброго, очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение. После этого старец заповедал ей снова с усердием помолиться к Пресвятой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Так Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына:

- Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей:

- Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

От сияния Божественной славы, исходившего от лика Богомладенца, Екатерина пришла в трепет и умиление, и смиренно ответила:

- Недостойна я, преславный Владыка, войти Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими.

Когда она это говорила, Пресвятая Богородица взяла ее правую руку, и сказала Богомладенцу:

- Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее будущего Царствия Твоего.

Тогда Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал:

- Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха.

После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась, и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днем и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века.

Вскоре, после того, как Екатерина обратилась в христианство, в Александрию прибыл нечестивый царь Максимин, который был ревностным идолопоклонником. Желая устроить в честь богов Римской империи торжественный праздник, он разослал по окрестным городам приглашение собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно.

Когда наступил день языческого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, князья и вельможи - меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалываемых животных, повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.

Благочестивое сердце Екатерины, при виде такого пагубного соблазна, было жестоко уязвлено, и она, горя Божественной ревностью, взяв с собой нескольких рабов, вошла в храм, где приносились эти жертвы перед идолами. Когда она встала в дверях, то все, по причине ее необычайной красоты, устремили на нее взоры. Она же велела известить царя, что хочет сказать ему весьма важное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, затем сказала:

- Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.

Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его заповеди.

Слыша эти слова, царь воспламенился гневом, но, будучи не в силах сразу ответить на них, сказал:

- Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношения, а потом мы послушаем твои речи.

По окончании дней языческого торжества, царь Максимин велел привести святую Екатерину в свои царские палаты, чтобы выяснить у нее, кто она, и что за слова она хотела сказать ему.

Слушая ее ответы, царь удивлялся ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательной красоте, и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. И он, глядя на нее бесстыдным взором, стал говорить ей соблазнительные слова. Святая же, проникая его помыслы, сказала ему:

- Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают тебя, и увлекают в бессмысленные похоти. Я же считаю себя землею и прахом. Бог создал меня по образу и по подобию Своему, и наделил меня красотой, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному созданию мог даровать красоту и мудрость. Если же ты желаешь достигнуть истины, то пойми все ничтожество своих богов, и познай Бога Истины. Одно только произнесение Его Вседержительного Имени, и изображение Креста Его, прогоняет и сокрушает твоих мнимых богов, и если ты хочешь, я докажу тебе истину моих слов.

Царь же, видя ее свободную речь и, опасаясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сославшись на недостойность спора между царем и женщиной, предложил Екатерине продолжить разговор в присутствии философов. Приказав со всей строгостью стеречь святую Екатерину, он тотчас послал по всем городам послание к мудрейшим философам с предписанием явиться к нему во дворец для посрамления мудрости святой Екатерины.

И вот собрались в количестве пятидесяти человек избранные и мудрейшие философы его царства, отличавшиеся остротой ума и силой слова. Царь обратился к ним с такими словами:

- Приготовьтесь со всей тщательностью и внимательностью к спору о богах с одной девицей, по имени Екатерина, так, чтобы вы могли одолеть ее в споре своими доказательствами. И не пренебрегайте тем, что будете вести философскую беседу с юной девой, но приложите все ваше старание, и покажите вашу мудрость так, как если бы пришлось вам противостоять мудрейшему оратору. Если вы победите ее в споре, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вместе со стыдом примете и смерть.

На эти царские слова один из самых именитых мудрецов ответил:

- Не опасайся, царь. Даже если эта девица и столь умна, что даже тебя привела в удивление, но, все же, как женщина, она не может быть мудрой в полном совершенстве и быть вполне искусной в красноречии. Повели ей только явиться к нам и ты увидишь, что она, при множестве философов и ораторов, тотчас устыдится.

 

Яндекс.Метрика