Святая великомученица Христова Екатерина

Услышав эти гордые слова, царь успокоился и даже возвеселился. Он тотчас повелел привести святую Екатерину.

Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа. Но, прежде чем посланные успели прийти к Екатерине, ей было явление Архистратига Михаила, который ободрил ее словами, что Господь к ее природной мудрости прибавит мудрости Небесной, и возвестил святой, что она не только своими ответами победит собрание языческих философов, но и приведет их к Вере во Христа, и не только они, но и многие другие, уверовав в Господа, благодаря ей, примут мученические венцы победителей отца лжи - диавола.

Между тем, Екатерину привели к царю, и поставили перед собранием философов на всеобщее зрелище. И тотчас, тот именитый философ, который прежде так самонадеянно похвалялся перед царем, с надменностью обратился к святой Екатерине:

- Это ты с такой дерзостью и безумием порицаешь наших богов?

- Я, - кротко отвечала ему святая, - но не с дерзостью, и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью, и по любви к Истине, говорю, что ваши боги - ничто.

Тогда философ сказал ей:

- Великие стихотворцы называют их высшими богами. Как же ты с такой дерзостью произносишь хулу на тех, от которых и сама приняла мудрость и сладости даров которых ты вкусила?

- Я не от ваших богов, - отвечала Екатерина, - но от Единого Истинного Бога получила мудрость, как и жизнь свою. Ибо Он Сам есть Премудрость и Жизнь, и если кто имеет страх Божий и свято хранит Его заповеди, тот от Него воспримет истинную мудрость. Дела же ваших богов, как и сказания о них, достойны смеха и порицания, ибо преисполнены соблазна. Да и кто из ваших великих стихотворцев, как вы говорите, называет их богами?

- Мудрейший Гомер - отвечал мудрец, - обращаясь с молитвой к Зевсу, первый говорит: "О славнейший Зевс, превеликий бог, и вы, прочие бессмертные боги". А преславный Орфей, обращаясь с благодарностью к Аполлону, говорит: "О сын Латонов, стреляющий издалека, сильный Феб, на все смотрящий, и царствующий над смертными и бессмертными, солнце на златых крыльях парящее".

Вот как, - сказал языческий мудрец, кончая свою речь, - самые первые и славнейшие стихотворцы почитали богов, и ясно называли их бессмертными. Почему и тебе не должно заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу, ибо никто из древних мудрецов не только не называл Его Богом, но даже и не знал о Нем.

На что святая Екатерина воодушевившись возразила:

- Но, ведь Гомер же сам, в других стихах о Зевсе говорит,

что он был лживый, и лукавый, и обманщик,

и что другие боги - Гера, Посейдон, Афина

хотели связать его, но он успел от них сокрыться.

Подобных дел, внушающих презрение к тем,

кого вы называете богами,

описано немало в ваших книгах,

но так, как ты сказал, что ни один из древних

не знал о Боге Распятом,

то слушай, что говорят о Нем мудрейшие Сивиллы,

прорицательницы ваши,

чьи книги хранятся вами как святыня

в Капитолийском храме Зевса,

и в храме Аполлона на Палатинском холме:

"Во времена позднейшие придет на эту землю Некий,

и примет на себя Он нашу плоть греха,

но беспредельным всемогуществом Творца и Бога

разрушит тление страстей в Своем творении.

Но, позавидуют Ему неверующие люди,

и будет Он повешен на высоком месте,

как злодей, среди злодеев достойных смерти".

Так, святая Екатерина, воодушевившись, доблестно отвечала языческим мудрецам перед всем народом. И сбылось на ней слово Господне, которое нам передает Божественный Евангелист Лука: "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить" (Лук.12,11-12). "Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам" (Лук.21,15).

И продолжала святая Екатерина говорить к собранию языческих философов:

- Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: "Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он - есть Свет Трисветлый, Бог пострадавший, но не Само Божество страдало, - ибо в Нем и то и другое, - Он и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных, - крест, уничижение и погребение, - есть Бог".

Это сказал Аполлоний об истинном Боге - Господе Иисусе Христе, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание и источник всех созданных благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас, жил на земле, наставляя и благодетельствуя людям. Потом Он принял смерть за нас, неблагодарных, дабы освободить род человеческий от древнего осуждения за преслушание наших прародителей в раю и даровать нам прежнее блаженство в Царстве будущего века.

Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и через Него мы все обогатились дарами Святого Духа, Который и меня, недостойную рабу Христову, научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, последуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, сходящей свыше.

Такими, и многими другими духоносными словами святая Екатерина привела в молчание все собрание языческих философов так, что когда царь, велел другим из их числа вступить в спор со святой девой, они все пребывали в молчании, не смея противиться Истине. Тогда, царь в гневе приказал развести сильный огонь посреди города, и сжечь в нем все собрание философов и мудрецов. Те, услышав приказание царя, припали к ногам Екатерины, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия.

Святая же, исполнившись радости за них, ободрила их подобными словами: "Истинно блаженны вы, что, оставив тьму, познали Свет истинный и, презрев царя земного, приступили к Бессмертному Небесному. Твердо уповайте на Его Божественную милость, и пусть огонь, которым вас устрашают, будет вам купелью Крещения и лестницей на небо. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и перед Царем Небесной Славы предстанете чистыми и светлыми, как звезды, и сделаетесь возлюбленными друзьями Его, в своем страдании уподобившись страданиям Его".

Сказав эти слова, святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением, и они, укрепляемые Ангелами, с радостью пошли на мучение. Воины ввергли их в огонь, и так они доблестно приняли мученическую кончину за Христа. Вечером пришли некоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми так, что огонь не коснулся даже волос их. Это случилось 17 ноября, по старому стилю Юлианского календаря, в 307 году, в некогда величественном граде Александрии. Благодаря этому чуду, многие из жителей Александрии обратились к познанию Истинного Бога, а мощи святых мучеников были с должной честью погребены.

Между тем, не достигнув успеха через философские споры, царь Максимин решил соблазнить святую Екатерину к языческому нечестию через обольщение царской властью. Призвав ее, он предложил ей, в случае, если она поклонится его богам, разделить с ней свое царство и власть царскую. Но святая дева ответила ему на это: "Оставь, царь, свою хитрость и не уподобляйся лисице. Я решительно, раз и навсегда, сказала тебе, что я христианка, и уневестилась Христу. Его Одного имею я Женихом и украшением моего девства. Не прельщай меня царской багряницей, - я предпочитаю ей одежды мученические".

Тогда царь сказал ей, что она сама, своим ответом, принуждает его предать ее на бесчестие и мучение.

- Делай, что знаешь, - отвечала ему святая Екатерина, - ибо этим временным бесчестием и мучениями ради Христа и Спасителя моего ты только поможешь мне стяжать вечную славу в Царстве Его. И многие из царских палат твоих с радостью пойдут вместе со мной в Небесные обители Царя будущего века.

Тогда, сильно разгневанный царь велел снять с Екатерины порфиру, и, обнаженную, бить ее немилосердно воловьими жилами. Палачи били мученицу жестоко в течение двух часов по плечам и чреву, так что все тело ее покрылось ранами и обезобразилось. Кровь текла с нее ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения святая переносила с таким мужеством, что смотревшие на нее были потрясены. После этого, царь приказал заключить Екатерину в темницу, и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее.

Между тем супруга царя, Августа, сильно желала увидеть в лицо святую Екатерину. Услышав через слуг о бывших с ней испытаниях, о мудрости и мужестве ее, она, не видя, полюбила ее. После же одного видения во сне, сердце Августы пылало такой любовью к Екатерине, что она не могла даже уснуть. Когда царь по какому-то делу выехал из города и несколько дней медлил с возвращением, царица нашла удобное время для исполнения своего желания. Был тогда при дворе один вельможа, - военноначальник, - по имени Порфирий. Ему царица и поведала свое тайное желание.

- В одну из прошедших ночей, - сказала она ему, - я видела во сне Екатерину, которая восседала посреди множества прекрасных юношей и дев, одетых в белые одежды. От лица ее исходило такое сияние, что я не могла смотреть на нее. Посадив меня рядом с собой, она возложила на мою голову золотой венец и сказала: "Владыка Христос посылает тебе сей венец". С того самого времени я имею такое сильное желание видеть ее, что не нахожу покоя для своего сердца. Прошу тебя, Порфирий, устрой, чтобы я тайно могла увидеть ее. Тогда Порфирий под покровом темноты, взяв воинов и денег для темничных стражей, пошел вместе с царицей в темницу. И когда царица увидела святую мученицу, то была поражена Божественным сиянием, исходившим от ее лица.

Святая же, приветствуя царицу Августу, сказала ей:

- Блаженна ты, царица, ибо я вижу Небесный венец над твоей головой. Через три дня ты получишь его за те немногие мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы через них достигнуть Царства будущего века.

Царица же отвечала Екатерине:

- Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, а еще более моего супруга, который весьма жесток и бесчеловечен.

- Не страшись, - сказала ей святая, - Сам Господь и Бог будет тебе помощником здесь. Он укрепит твое сердце, и мучение не коснется души твоей.

Такими и многими подобными словами святая Екатерина укрепляла царицу Августу в предстоящем ей подвиге так, что сопровождавший царицу Порфирий, изумленный видом святой мученицы, и слушая ее духоносные слова, уверовал вместе с сопровождавшими их воинами в Господа Иисуса Христа и Его грядущее Царство Славы.

И вот, когда все, исполнившись безмерной радости, простившись со святой Екатериной, оставили ее одну, ей было чудное явление. Сам Господь и Подвигоположник Иисус Христос со многими Небесными чинами Ангелов и Архангелов вошел в темницу к ней, и укреплял ее в мужестве и предстоящем подвиге.

Наутро царь, воссев в судилище, приказал привести святую Екатерину. Она вошла к царю, сияя духовным светом, и каким-то особенным озарением Небесного блаженства так, что близ стоящие к ней, были озарены этим Божественным сиянием. Царь был весьма удивлен ее видом, и стал подозревать, что кто-то в темницу приносил ей пищу, и хотел было уже предать темничных стражей казни, но, святая Екатерина, поведала ему всю истину, сказав:

- Знай, царь, что никакая рука человеческая не подавала пищу мне в темницу, но Отец Небесный, который промышляет и заботится о всем творении, невидимо питал меня.

Царь же, дивясь необычайной и небесной красоте святой Екатерины, опять стал соблазнять ее к языческому нечестию, и говорил ей такие лестные слова:

- Ты - дева, сияющая подобно солнцу, и красотой своей превосходишь саму Артемиду. Ты рождена владычествовать, дочь моя. Итак, приди, поклонись, и принеси жертву нашим богам, и тогда будешь царствовать с нами, и в радости проведешь свою жизнь. Прошу тебя, не губи своей солнечной красоты мучениями, уготованными для непокорных.

- Я земля и прах, - отвечала святая. - Вся же красота мира сего, как цвет, увядает, и, как сон, исчезает. Итак, царь, не заботься о моей красоте.

Во время этой беседы, один вельможа, по имени Хурсаден, желая своей жестокостью угодить своему зверовидному господину, предложил царю устроить четыре деревянных колеса, снабженных различными железными остриями. При этом два колеса должны были вращаться в одну сторону, а два в другую. Посредине же, между ними, он предложил привязать святую Екатерину, с тем, чтобы вращающиеся колеса раздробили ее тело.

Царю понравился этот совет, и он велел Хурсадену построить такие колеса. Когда же колеса были готовы, то привели Екатерину на место мучения, и начали с большой силой вращать их перед ее глазами, чтобы устрашить святую мученицу и принудить ее к отречению от Христа. Однако святая Екатерина оставалась непоколебимой в своей верности Господу.

Максимин, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее между колесами и начинать вращать их. Но, лишь только палачи приступили к этому мучению, как внезапно явившийся Ангел Господень, освободил от уз святую, а сам стал сокрушать колеса с такой силой, что они, разбиваемые, летели в стороны и поражали многих из мучителей насмерть. Видя такое чудо, весь народ воскликнул:

- Велик Бог христианский!

А царь от ярости был мрачен и неистовствовал, измышляя новые казни для святой Екатерины.

Тогда, царица Августа, услышав об этом чуде, вышла из своих палат, и стала обличать царя в безумии его противоборства Живому Богу и несправедливости мучений святой Екатерины.

- Поистине, ты дерзок и безумен, - говорила она ему, - ибо осмелился бороться с Самим Небесным Богом и немилосердно мучить Его рабу.

 

Яндекс.Метрика