Из "Поучительных слов" свт. Илии Минятия

Ад (Три стрелы гнева Божия)

Ад — по-еврейски шеол — место, лишенное света.

Этим названием обозначается: могила (Быт. 44, 29); смерть (Ин. 2, 3); молчание (Пс. 93, 17); местопребывание душ умерших людей во власти диавола (Пс. 15, 10); отверженные духи, мучащие души умерших(Осии. 13, 14);состояние духов, отверженных грехом от лицезрения Божия (Иуды. 1, 6);место мучения, уготованное нераскаянным грешникам, геенна огненная (Лк.16,23); Ад умертвил еси блистанием Божества (тропарь на утрени Великой субботы).

Из «Поучительных слов» святителя Илии Минятия

Представьте себе, братие, мрачную подзем­ную темницу, глубочайшую пропасть, смрадный гроб, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого и посмотрите там на заключенного, погребенного, горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышнего тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.

Первая стрела гнева Божия — это живое воспоминание протекшей жизни, — воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. О если бы эта земная жизнь наша как скоро проходит, так же скоро и забывалась! Если бы, лишаясь земных наслаждений, мы лишились бы вместе с тем и памяти! Но нет! Что было, того нельзя переделать, что бы ни было, — и нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих! И вечно они будут мучить его совесть, вечно он будет в них раскаиваться, но без пользы, вечно будет он лить слезы, но они уже не омоют грехов его: нет! Они еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет места покаянию: заключилися уже двери царства Небесного и будут заперты во веки веков! Бедная душа грешная! Что ты такое сделала, что мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? «Я вкусил каплю меду и вот за это мучусь вечно! — говорит грешник. — И что такое было плотское наслаждение, ради которого я отдал и имение, и душу, и сердце непотребной женщине, — что это было, как не капля меду? А эти пиры и ликования, игры и потехи — что это было, как не капля меду? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе — что это было, как не капля меду? И все эти богатства, ради которых я обреме­нил совесть мою бесчисленными обидами, делами беззаконными — ведь все это было только капля меду, да и то смешанного с отравой, с суетами и болезнями! Да если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастии земном,— что это все в сравнении с вечным мучением? — Одна капля меду, ничто, яко день вчерашний, иже мимо иде!.. (Пс. 89, 5). О горе мне! При одном воспоминании о том я ощущаю пламень, палящий мою душу больнее того огня геенского, который жжет мое тело! О проклятый мед временных наслаждений! Ты стал для меня теперь отравою среди вечных мучений!.. Жизнь моя мимолетная! Ты стала виною моих страданий нескончаемых!.. Но для чего я называю жизнь мою мимолетною? Нет! Она была продолжительна и даже очень продолжительна для того, чтобы мне получить вечное спасение... Жил я столько-то лет и имел у себя в руках ключи райские; знал, что есть мука такому, как я, грешнику, знал, что должно делать, чтобы избежать ее, легко мог сделать все это, но не сделал!.. Был я человек, был свободен, был разумом одарен! И кто же это прельстил меня! Горы златые, дни многоценные! Я потерял вас — все потерял! Кто дал бы мне теперь хоть один из тех часов, которые казались мне такими долгими, кто дал бы мне хоть одну минуту для покаяния! Но нет уже времени: оно окончилось; теперь настала вечность, и вечно я буду плакать без пользы». Так будет плакать тогда грешник; будет он проклинать чрево, его носившее; грудь матери, его вскормившую; будет проклинать родителей, друзей и всех знаемых, а более всего — тот мед греховный, ради которого он терпеть будет горечь вечного мучения адского. Но это только первая стрела гнева Божия, его поражающего.

Вторая стрела — это самая мука адская. Соберу на них злая (Второз. 32, 20), — угрожает Бог грешникам. Собрание, соединение всех зол, всех бед и мук вместе — вот состояние мучимых во аде! Все яды скорбей собраны в одну чашу, все пламени огня неугасимого соединены в один пламень, все муки вечные — в одной минуте! Мучение вечное — без ослабы, без конца!

«Отче Аврааме, — взывает евангельский богач, — ты отец милости, окажи милость мне, горящему в огне неугасающем! О, пошли этого счастливца Лазаря, чтобы омочил он конец перста в воде и прохладил язык мой пламенеющий». И что же говорит ему Авраам? «Нет, чадо мое; ты все получил уже в жизни твоей, не ожидай более ничего...» О горе лютое! Одной капли просить, у Авраама-милостивца просить, и того не получает! Почему это? Да потому, что для находящегося в муке вечной нет и в море воды, то есть и у Бога милости! И этой-то муке не будет конца никогда-никогда! Пройдут тысячи лет, миллионы лет, а мука будет все только еще начинаться! И если бы мучимый грешник, изливая по одной только слезинке каж­дый год, пролил столько слез, что потекли бы из них реки, то и тогда он и одной минуты того века не убавил бы!..

И смерти там не будет: там сама смерть бессмер­тна, будут искать ее грешники и не обрящут... Там будет навеки погребен грешник. Никто-никто не услышит воплей его!.. Заключена темница адская, ключи у Бога Самого, и никогда-никогда не выйдет оттуда грешник!..

Но ты скажешь: грех — дело временное, за что же мука-то вечная? Отвечаю: как нет сравнения между грехом временным и мукою вечною, так же точно ведь нет сравнения между человеком, этим червем непотребным, каков ты, и Богом Всевыш­ним, Которого ты оскорбляешь грехом. Если бы ты жил вечно, то вечно бы и грешил; а потому и следу­ет тебе мучиться вечно. Вот теперь адские муки у тебя пред очами, а ты все-таки грешишь; а за это-то и следует тебе мучиться вечно. Тебе следовало бы ежечасно благодарить правду Божию, которая от­крыла пред тобою пропасть адскую, дабы пресечь тебе путь злобы твоей. Да если бы муки адские имели конец, то какова была бы жизнь христиан? Воистину праведен суд Божий!

Третья стрела гнева Божия, уязвляющая сердце грешника, это — желание без надежды, желание Бога, без надежды на Бога!

Видал ли ты когда-нибудь волны морские, которые устремляются на берег, будто хотят затопить всю землю собою, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеною возвращаются назад? Вот так же устремляться будет и душа грешника к общению с Богом, но, встретив сердце Божие, точно скалу твердую, будет разбиваться от болезни лютой!

Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда — да это такое мучение, которое я и объ­яснить не могу! Подумайте только, что если бы прекраснейшее и святейшее Лице Божие на одну лишь минуту сокрылось от очей праведных, то самый рай стал бы для них адом; и если бы оно на одну лишь минуту показалось мучимым во аде, то самый ад стал бы раем.

Подумайте, если бы грешники имели надежду когда-нибудь увидеть Лице Божие, то мучение миллионов веков показалось бы им за ничто! Каково же их мучение, когда они будут вечно желать без надежды узреть Лице Божие!

А мы между тем нимало о том и не думаем! Мы считаем за великую потерю, если на один день лишимся милости какого-нибудь вельможи, если сутки не видались с близким человеком, а вечное лишение любви, благодати, славы Божией ставим ни во что! Мы знаем, что есть мука вечная, а сами идем прямо в геенну... Одно из двух: или мы не верим, что есть эта мука, или же мы просто обезумели... Ясно, что мы достойны этой муки вечной, если не за другое что, так за неверие или за безумие наше! Как же быть? Да надобно, всегда надобно пом­нить муку вечную, — вот мы и избежим ее. В древние времена один святой отшельник терпел искушение от плоти; вот раз диавол и представил ему подобие женщины, чтобы его скорее на грех соблазнить. Что же отшельник сделал? Он протянул палец на огонь горевшей свечи, а как не мог болезни вынести, тотчас же отдернул руку и сказал сам себе: «Если я не могу вытерпеть одной минуты, чтобы мой палец горел на огне, то как же вытерплю я муку вечную, когда буду гореть весь и телом, и душею в пламени геенны? Отойди от меня, противник Божий!» И тотчас женщина исчезла, отшельник победил плоть, посрамил диавола, избежал греха, спас душу... О, если бы и каждый из нас, когда будет его искушать плоть, мир или диавол, говорил сам себе: «Ведь за то, что я делаю, мне придется мучиться во аде, мучиться вечно», — подумайте: что бы была тогда за охота грешить? Нет! Повторяю: не будет мучиться тот, кто пом­нит муку вечную. Но многие ли помнят о ней?..

Яндекс.Метрика