Страница 4 из 12
Третья заповедь
Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.
(Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну.)
Грехи против этой заповеди:
- Принуждение других к божбе и клятве понапрасну.
- Ропот на Бога.
- Принятие присяги без страха Божия.
- Двоедушная или лукавая присяга.
- Употребление имени Божьего часто без нужды, без благоговения, в шутках, в сказках и песнях и такое же употребление имени Божией Матери, святых ангелов, угодников Божиих.
- Клятвопреступление.
- Клятва безрассудная, или когда призывают Бога быть посредником своего злодеяния: заклинание, например, именем Божиим друг друга совершить какое-либо преступление. Упорное выполнение неразумной и необдуманной клятвы.
- Заклятие себя разными словами, как например, «отсохни у меня руки» или «чтоб мне света Божьего не видеть» и т. д.
- Божба без нужды, в простых разговорах, а также принуждение другого к божбе.
- Свидетельство о себе Божией Матерью или кем-нибудь из святых, когда, например, говорят: «Вот порукой за меня будет Матерь Божия» или «ручаюсь Чудотворцем Николаем» и др.
- Непамятование и несохранение обетов и обещаний святого крещения, а также обетов, данных при соединении с Православной Церковью.
- Неисполнение обетов данных Богу или святому угоднику во время тяжких обстоятельств, например, во время болезни или опасных случаев.
- Неправильные обеты, когда, например, возлагают на себя обеты физически и нравственно невозможные для исполнения или произносят обеты, которых исполнить не могут, не испросив прежде согласия старших, мужа и т. д.
- Самовольное отменение или изменение данного обета.
- Произношение имени Божия, Пресвятой Богородицы, святых ангелов, святых угодников без всякого благоговения. Употребление их в словах праздных и пустословных: «Ах, Боже мой!...» или «Ой, Господи, я ведь забыла...» или даже в гневе: «Христос с тобой, образумься!...» «Бог с тобой, уходи».
- Частое упоминание врага Божия (чернословие).
- Богохульное и безрассудное суждение о действиях Промысла Божия.
- Утаение на исповеди греха или пересказывание чего-нибудь ложного.
- Употребление бумаг, на которых написано имя Божие, Пресвятой Богородицы и святых как простой бумаги и выбрасывание ее как мусора.
- Кощунство, то есть осмеяние каких-нибудь священных предметов или слов Священного Писания или обращение их в шутку.
- Невнимательность на молитве.
- Презрение к благочестию и людям благочестивым, название этого ханжеством.
- Стыдливость показаться набожным, стыдливость перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками. Спаситель говорит: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со ангелами святыми».
- Оскорбление или поругание воскресных и праздничных дней, устроение вечеринок и гульбищ под праздник, хождение на зрелища.
- Пение разгульных и часто крайне неприличных песен под праздничный день, а иногда и в самую позднюю пору ночи.
- Ожидание Святой Пасхи и других праздников не с мыслью о Господе, а только с плотскими помышлениями и приготовлениями, например, чтобы получше одеться или с целью получше угоститься, и т. д.
- Редкое хождение в Церковь до опущения кряду трех воскресений. На Вселенском Соборе было определено и записано: «Аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго был отстранен от церкви, но пребывая во грехе, не придет в церковь три воскресных дня подряд, то таковой подлежит отлучению». Если за непосещение церкви в продолжение трех недель налагается уже отлучение от Церкви, то значит вину составляет и отсутствие в церкви в одно воскресение.
- Неисполнение долга посвящать день воскресный и праздники на дела благочестивые, как например, на домашние чтения среди семьи Слова Божиего и других душеспасительных книг, на домашнюю беседу о духовных предметах и т. п.
- Обычная работа в воскресенье и в праздничные дни: например, строить, копать, стирать, мыть, затевать уборку квартиры или начинать копаться в хозяйстве, в огороде и проч.; занятие в эти святые дни нескромными играми, разгулом, пьянством.
- Торговля по воскресным и праздничным дням.
- Препровождение Рождественских святок не по-христиански: допущения «ряжения», когда, например, меняют люди вид человека на чужой, одевают маски или гадают на воске, через зеркало и т. п.
- Такое же нехристианское препровождение Пасхи: пьянство, непосещение богослужения, глупые игры, разгульные увеселения и т. п.
- Нехристианское празднование именин. Именины — это личный праздник каждого. В этот день следует сходить в храм Божий, причаститься Святых Христовых Таин за Литургией. Вот истинно христианское провождение дня своих именин.
- Питие или ядение прежде окончания Божественной Литургии в праздники или воскресение.
- Нехранение среды и пятницы и четырех постов, а также несоблюдение поста в особые, установленные церковью дни: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня и навечерии Рождества Христова и Богоявления.
- Разговоры, посторонние мечтания и рассматривание по сторонам во время божественной службы. Уход из храма прежде окончания службы.
- Пресыщение в посты и постною пищею.
- Нарушение любого поста (особенно Великого) скоромною пищею.
- Употребление рыбы и вина в те дни поста (особенно Великого), когда нет на них разрешения.
- Пощение с ропотом.
- Отвлечение других от поста, когда, например, гостям без разбора подают в постный день скоромные блюда и бывают недовольны, когда гость-постник от них отказывается, или, приняв квартирантов, не приготовляют постного стола для желающих соблюдать постные дни.
- При посте телесном несоблюдение поста душевного.
- Светские увеселения и удовольствия в посты, особенно в пост Великий.
- Сонливость и привычка долго спать и поздно вставать.
- Полная праздность — эта «мать пороков», которая, как сказано и в Священном Писании: «многим порокам научила людей».
- Нехождение в храм по лености.
- Хождение в храм поневоле или из любопытства, а не из сердечного желания участвовать в Богослужении.
- Нищенство по лености или по нетрезвости.
- Неразборчивое подаяние милостыни и злоупотребление ею, как например, дача просящему на водку.
- Неблагоговейное стояние в церкви на молитве: невнимание к чтению и пению, блуждание помыслами или разговоры и смех в церкви.
- Не оставлял ли по лености или пренебрежению положенных Церковью молитв утром, вечером, перед принятием пищи и после принятия? Также, перед началом всякого дела нужно испрашивать у Бога благословения и помощи, и по окончании дела надо благодарить Его за ниспосланную помощь или успех в деле.
- Не ленишься ли ты молиться? Молитва есть дыхание нашей души.
- Не уклонялся ли ты долгое время от причастия Святых Христовых Таин для очищения души по нерадению о спасении своем?
- Не ленишься ли трудиться в простые, будничные дни? Всегда ли рачительно, исправно и добросовестно исполнял порученные от других работы, особенно по должности?
- Не тратишь ли много времени в праздности, рассеянности и пиршествах?