Слово в день Успения Пресвятой Богородицы

Праведный суд Божий еще в раю всех нас с праотцом к смерти приговорил: ты земля, и в землю отойдешь (Быт 3:19). И сколько веков ни прошло, еще не было такого, кто бы предел сей миновал, да и повседневные примеры показывают это. Почему же мы не так, как к смерти приговоренный, живем? Почему не боимся часа того? Почему не готовимся к нему? Почему всегда в банкетах, в пьянстве, в роскоши, в играх, в забавах, в картах упражняемся? Почему друг друга обижаем, грабим, обманываем? Почему поклонами, коварством дьявольским вымышленными, любуемся? Почему через неправедные доходы собираем богатство, будто бы мы с ним вечно не расстанемся? Почему мы не чувствуем, слушатели?

Ведь мы к смерти судом Божиим приговорены так, как в темнице сидящий, и непременно из темницы тела этого суд Божий изведет нас, когда назначенное время будет, а персть персти будет предана: ты земля, и в землю пойдешь! Разве бы кто сказал, что это смерть не равная, то есть для тех, кто в темнице сидит, вынужденная и бесчестная, а для прочих обыкновенная, через болезнь несносную приключающаяся?

Но Бог один знает, какая тебе кончина будет, тебе, который так думает. Имеешь ли ты откровение от Бога, как Он тебе определил житие окончить? Может быть, и тебя казнить будут? Может быть, или в пучине морской погрязнешь, или разбойниками, или коварными людьми убит будешь, или иным подобным образом скончаешься? Ведь столько почти смертей, сколько людей на свете. Одним образом только рождаемся все, а умираем различными. Иной стоя падает, и бездыханным становится. Иной при ходьбе споткнется, и без души лежит. Иной сидя склоняется, и мертвым поднимают. Иной на одре спать ляжет вечером, а поутру на одре смертном полагается. Иной за столом сидя празднует, веселится, и в тот час вместо веселья плач последует, и износится ко гробу с рыданием. А что с иным случается, то и с тобой, и со мной случиться может. Все мы как одного естества люди, так и тем же случаям подвержены. А когда это будет, мы не знаем. Итак, всякий час надобно этого ожидать.

Но когда бы и как бы ни случилось окончить жизнь, и то не без страха. Поскольку тут книги совести каждому откроются. Тут явятся дела каждого, которые он соделал, живя в теле, добрые или худые (2 Кор 5:10). Тут встретит подвиг, о котором никогда не думали мы. Тут покажутся две дороги, из которых одна в жизнь, а другая в смерть вечную ведет. Одно должно признать, что нам князь тьмы ослепил глаза, дабы нам того предела Божия не видеть и не помышлять о нем, а не помышляя, злую его и погибельную исполнять волю, и так спасения лишиться. Вот что и перед нами обращается, слушатели!

А когда посмотрим назад, посмотрим умным нашим оком, что мы там увидим? Ах, страшно туда нам и взглянуть! Там стоят лютые наши соперники, за нас крепко держащиеся, немилостиво нас к Судии влекущие, в темницу вечную предать старающиеся. Там, говорю, грехи наши, за всю жизнь нашу совершенные, как страшилища, которые хотят на нас напасть, и во дно адово низринуть. Грехи, говорю, наши на нас наступают, совесть нашу уязвляют, колют как мечом. Сии враги мучительные, ангелов с неба на дно адово низринули и цепями мрака связали. Сии враги праотца Адама со всем его родом из рая выгнали. Они на весь мир страшный потоп навели. Сии враги Содомские и Гоморрские города спалили. Сии враги столько людей Божиих в пустыне повалили, до земли обетованной не допустили. Сии, наконец, мучительные враги, и ныне города, великие государства разоряют, столько крови проливают и всякие другие беды и напасти наводят. Такие, говорю, лютые враги наши позади нас стоят и восстают на нас.

Но если еще прилежнее осмотримся, и на правую и на левую сторону душевными посмотрим глазами, увидим не меньше опасности. Увидим с одной стороны мир с прелестями своими, с другой – князя тьмы с началами, с властью злобы поднебесной на нас вооружающихся. И так, когда с одной стороны уклонишься, с другой стороны приходит беда.

Слышите, что о сем Исаия вопиет: Страх, и пропасть, и сеть на вас, живущих на земле. И будет: бегущий от страха впадет в пропасть, и вылезающий из пропасти будет пойман в сеть (Ис 24:17–18). Ибо, слушатели, как звери в лесах ловцами, так люди в мире сем гонимы и пойманы бывают духами злобы поднебесной. Звери, когда освободятся от силков, попадают в ямы. А ежели оттуда освободятся, попадают на псов. То же и с человеком бедным случается. Когда он от одной освободился козни, попадает в другую. Ищет уединения, в большее впадает искушение, так как в уединении более сатана нападает. Оставив уединение, общается с соседями, с друзьями развращенными, и их злобой, как смолой, очернится. Живя с ними, как Лот в Содоме, благодатью Христовою сохранился, тотчас чувствует сильное нападение гордости, высокоумия.

И так, куда ни обратится, везде ему сеть пагубы предлежит. Святой Антоний Великий, как читаем в церковной истории, видел, что весь мир от земли даже до небес сетями наполнен, поэтому с воздыханием к Господу воззвал: «Господи! Кто от сих сетей избавиться может?» И подлинно, никто бы от них не избавился, если бы Божия благодать не спасала всех.

Теперь вы слушатели, на все эти обстоятельства умными взирая очами, рассудите, не в такой ли и наше житие находится опасности, в какой было брата того царского, о котором в начале слова помянули мы? Видим над главою нашей меч правды Божией висящий. Видим внизу отверстую пропасть геенны огненной, грешникам уготованную. Видим перед собой смерть, с часу на час к нам приближающуюся и поймать нас хотящую. Видим позади себя грехи наши, совесть нашу угнетающие и воспоминанием, как мечом, колющие. Видим по обеим сторонам мир и дьявола, врагов наших, на нас стрелы свои мечущих и уязвляющих нас.

Сверх всего того имеем и престол колеблющийся, то есть естество непостоянное, ко всякому падению склонное. Ну же, братия, и я вам говорю, сидя на сем престоле колеблющемся, окруженные этими бедами, станем каждый день надевать порфиру и виссон, как евангельский богач; станем созывать друзей, наполнять столы, украшать богатой пищей, сладкими и дорогими винами согреваться, кушать, праздновать, веселиться; прикажем и музыкой себя увеселять, танцы и маскарады устраивать; присовокупим и оперы, когда деньги позволяют: но пойдет ли на ум веселье? Захочется ли праздновать, когда и сверху, и снизу, позади, и спереди с обеих сторон нас окружает страх?!

Что же нам в таких обстоятельствах делать? Как нам от всех этих зол избавиться? Поищем и мы себе образца, которым бы нам от сих опасностей уклониться. А вот способ этот нам на ум и приходит: от грехов избавим себя истинным и слезным покаянием, которое Милосердый Бог нам, грешникам, ради немощи нашей даровал. И так от мучительства их совесть свою освободим, а смиренным покаянием и праведный гнев Божий отвратим, и Бога на милость преклоним, и геенну под нами, грехами нашими разожженную, угасим. Ибо Человеколюбивый Бог ничем так не преклоняется, как слезами человеческими, от сердца сокрушенного происходящими.

Поощряют и ободряют нас к тому ниневитяне, покаянием гнева Божия избежавшие. Поощряет Манассия, царь Иудин, сокрушением сердца от уз греховных разрешившийся. Поощряет блудница, слезами Христовы ноги омывшая, и так от скверн греховных омывшаяся. Подает пример Петр святой, верховный апостол, трижды от Христа отрекшийся и горьким плачем опять возвращенный в апостольский лик. Им подражая, прибегнем и мы с умилением ко Владыке нашему. Он, как Отец Многомилостивый, преклонившись на милость, и от грехов нас очистит, и праведный Свой гнев отвратит, и от пропасти адской Своим человеколюбием избавит.

А если Бог с нами примирится, то уже и смерть нам не страшна будет. Но и от прочих обстояний, то есть от наветов дьявола и мира избавимся, если со слезами будем молиться Тому же Милосердному нашему Промыслителю Богу, чтобы нам открыл очи разумные, которыми бы могли увидеть распростертые для нас сети вражеские. А когда их увидим, то благодатью Того же Господа можем от них уклониться, ибо явные наветы врага не так опасны, как тайные, и потому легко избегаемы.

А за помощью, защитой и покровом всегда будем прибегать, во-первых, к Владычице нашей Богородице, общей всем христианам Предстательнице, честное Успение Которой ныне праздновали мы. Потом с усердием призовем и всех угодников Божиих, да помогут нам. Потому что они, как сами искушены были, так и нам, искушаемым, могут помочь (Евр 2:12). Постараемся подражать им в осторожности жития. Они уклонялись от наветов вражьих, памятуя последних четыре: смерть, суд, ад, царствие небесное.

И мы сие примем в ум, и всегда будем помнить о смерти. Это не позволит нам хвалиться благородством, и других, братию свою, презирать. Так как, помня о смерти, будем помнить, что мы – земля, и в землю пойдем. Памятуя о смерти, отвратим руку от лихоимства, воровства, но еще и от своих имений руки требующих наполнять будем, ведая, что все мирское миру останется, а мы как нагими вошли в мир, так нагими и отойдем. Памятуя о смерти, не будем объедением и пьянством мех телесный обременять, но столько пищи и пития будем принимать, чтобы не ослабеть, и трудиться можно было, ожидая, что сами будем снедью червей.

Памятуя о смерти, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении одна только рубашка для прикрытия наготы нужна. Памятуя о смерти, не будем доставать зло коварными происками многих сел, деревень, земель, ведая, что после смерти не более трех аршин надобно будет земли.

Итак, памятуя о смерти, великую осторожность будем иметь для избежания козней неприязненных. А когда смерть будем помнить, то на ум придет и Суд Страшный, который по смерти следует, где за слово, дело и помышление худое, истязаны будем. Итак, памятуя о смерти, будем и к Страшному Суду готовиться, и Судию Праведного всякими мерами умилостивлять. Ибо, если, когда нас призывают к человеческому суду, мы готовимся, как на нем поступать, что сказать, чем оправдаться, тем более – к Божию Суду, на котором явлены будут и все помышления наши. От Страшного Суда две дороги лежащие представятся в уме: по одной бедные грешники с плачем, воплем и рыданием бесполезным идут в муку вечную, а по другой блаженные праведники с радостью неизреченною идут в жизнь вечную.

Сих четырех всегдашняя память не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, в предосторожность нам говорящему: Помни последние твои четыре, и во веки не согрешишь (Сир 7:37). Аминь.

  Святитель Тихон Задонский «Житие, слова,

наставления пастве, родителям и детям,

священникам «Плоть и Дух» Том 1

Яндекс.Метрика